Найти в Дзене

Вторая половина лета 2020; приближение школы

Оглавление

Август 2020 года запомнился нам прежде всего отравлением Навального (главный русский либеральный оппозиционер на тот момент) и массовыми митингами в Беларуси против неправомерных результатов выборов президента. Все подряд вдруг стали "разбираться" в политике. Многие просто выбирали сторону себе по душе и морально поддерживали её в соцсетях, наблюдая со стороны за ходом конфликта и даже не пытаясь рационально его проанализировать. Наиболее разумные люди просто отмалчивались или выражали исключительно гуманистическую позицию.

Кроме всего прочего я (не говорю о всех школьниках) был обеспокоен скорым окончанием лета и стремился прочитать как можно больше произведений из Летнего списка.

Евгений Онегин

Когда я начинал читать этот роман ,его главный герой напоминал мне Печорина, да и история довольно схожа с главой "княжна Мери" знаменитого произведения Лермонтова.
Однако Онегин не Печорин. Евгений благороднее. Он не относится к другим людям как к неравным себе и не пытается ими манипулировать.
Оба героя страдают от скуки, они не принимают окружающее их общество и живут отстранëнно от него в скуке. Но, в отличие от Онегина, Печорин не прекращал пытаться с ней совладать, он боролся со скукой. Онегин же предпочитает просто существовать.
Сама по себе история романа не была бы столь интересна без авторского подчерка Пушкина. Роман наполнен отступлениями с размышлениями автора о его жизни, да и заканчивается он неожиданно, по желанию писателя.
Пушкин пишет о своей мятежной юности.
В персонаже Ленского выражена мысль о том, что всë забудется и некогда живой человек, все его мысли мечты, желания станут безразличны будущим поколениям.
Татьяна. Из наивной девочки, готовой бросить всё ради любви, она выросла в важную княжну, честную и верную мужу, хотя в душе Татьяна до сих пор любит Онегина и деревенскую местность, где она выросла.
На уроке нам сказали, что Онегин убил Ленского случайно. Но я с этим не согласен. Да, Онегин не хотел убивать Ленского. Но на дуэли, как описывает Пушкин, он просто поднял пистолет и выстрелил без тени сомнения. Это случайность? Если он действительно не хотел убивать, он мог намеренно промазать. Например, пальнуть в воздух.
Но когда Онегин поднял пистолет, он уже решился на убийство. Возможно это был инстинкт самосохранения, когда он увидел, что Ленский в него целился. Возможно он стрелял на пофиг. Но случайностью это точно не было.
И это никак не противоречит тому, что, увидя, что сотворил, он впал в истерику.

---

Ааааааааа! Орфография, лексика - они мертвы! Мысли же, в целом, верные.

Конечно, Онегин не столь благороден, как я его описал, он тоже очень даже склонен к манипуляциям и игре на чувствах других людей. И, конечно, образ Печорина был вдохновлён Онегиным, а никак не наоборот. Отстранённость этих героев от общества также преувеличена. В шумном светском обществе и в тени простой пригородной жизни, они находят себе игрушки и пространство к игре.

По поводу случайности-неслучайности убийства на дуэли у нас в школьном чате разгорелась настоящая философская дискуссия на повышенных тонах.

Горе от ума

Для начала скажу, что читать это произведение было легче остальных, оно написано очень красивым и звучным поэтическим языком.
Я считаю, что название этой пьесы относит нас к Чацкому. Он умëн, полон смелых идей и не боится высказывать их вслух, за что его и нарекают безумцем.
Время действия пьесы - позднее правление Александра Первого. В этот период истории России образовательные учреждения (как и книги, как и само образование в принципе) считались рассадниками вольнодумия и мятежных идей. К выходцам из этих учреждений после французской революции относились с опаской и недолюбливали, особенно в дворянских кругах. Впрочем, можно сказать, что опасения были частично оправданы, ведь именно во времена правления Александра Первого возникает Декабристское движение из-за нежелания императора проводить какие-либо реформы.
Однако Чацкий - не революционер и не декабрист.
Также в пьесе есть аналог Чичикова - Молчалин, и в финале он раскрывается, но вряд ли будет наказан.
Также там есть Софья. Она наивная и доверчивая молодая девушка.
P. S. Из слов Чацкого можно составить отличный цитатник.

---

Коротко и по делу.

-2

Белые ночи

Главный герой - мечтатель, он проводит всë своë свободное время, грезя о будущем, но не делает ничего, чтобы это будущее осуществить.
Ночью на набережной он встречает девушку и влюбляется в неë. Она такая же мечтательница, как и он и они проводят ночи напролёт вместе, но оказывается, что у неë уже есть любимый человек. Герой не собирается мешать девушкиным грезам о любви с кем-то другим, но втайне всë ещё хочет, чтобы она была с ним. Мечта героя о счастье почти сбывается и он радуется этому, но она также быстро от него ускользает. Достоин ли он этой мечты?
Он помогал ей найти любимого, отдаляя еë от себя, считал, что их любовь была бы теперь невозможна и неправильна. В итоге он помог девушке, но сам остался несчастлив. Но ведь именно этого он и добивался, разве нет?
В конце романа, герой вновь уходит в свои фантазии, видит, что ничего в его жизни скорее всего никогда не изменится, но радуется тому, что ему довелось хоть один раз быть счастливым, пускай и один только вечер.
Достоевский мастерски передаëт внутренний мир главного героя через его слова и эмоции. Мечтатель ничего не скрывает от мира, он говорит то, что думает, описывает те чувства, что он испытал. Все фразы и эмоции главного героя правдивы и отражают его внутренний мир. Именно поэтому, читая роман, читатель максимально понимает и сопереживает главному герою. И именно поэтому концовка оставляет такой яркий след в душе читателя. (В моей душе)
Стоит отметить, что при чтении у меня было очень подходящее к этому произведению настроение, и, возможно, именно поэтому оно так во мне срезанировало.
Бойтесь своих желаний. Когда читал повесть, я не знал концовки. Когда мечтатель признался, что любит Настеньку и она ответила ему взаимностью, я предсказывал, надеялся, что что-то их разлучит, иначе всë складывалось слишком хорошо. И она его бросила. Сначала прочитав это, я обрадовался, но, читая дальше, мне стало стыдно, за то, что я хотел такого исхода. Концовка вызвала печаль и грусть.

---

Лучшее произведение школьной программы, по крайней мере в девятом классе. И уж точно самое поэтичное.

Над пропастью во ржи

Главный герой не понимает общество, которое его окружает, он считает, что его окружают глупцы и психи, но без этих психов ему станет скучно. Холден знает лишь пару-тройку людей, с которыми ему нравится общаться, остальные его чаще раздражают. ГГ не любит кинематограф и Голливуд. Он решил, что ему не нравится общество, и даже не хочет искать в нëм что-то хорошее.
В своем разговоре с сестрой Холден упомянул, кем хочет стать. Он метафорически говорит, что хочет стоять над полем, полным высокой ржи рядом с глубокой пропастью, по которому бегают дети, рискуя каждую секунду упасть в эту пропасть, поскольку не видят еë. ГГ хочет спасать этих детей от падения в пропасть, из которой нет обратного пути.
Но, по моему мнению, Холден сам находится на этом поле и рискует упасть пропасть, из-за того, что не хочет учиться, особо ничем не интересуется и не хочет видеть в школе и обществе почти ничего хорошего, о чем ему говорит мистер Антолини.
Также Антолини говорит такую фразу: "Признак незрелости человека — то, что он хочет благородно умереть за правое дело, а признак зрелости — то, что он хочет смиренно жить ради правого дела".
В романе периодически упоминается Джейн Галлахер. ГГ влюблëн в неë, знает еë номер телефона, вспоминает, но за всë время побега так и не решается позвонить.

---

Не ожидаешь встретить такое произведение в Летнем списке. (Впрочем, на седьмой класс там был "Повелитель мух", так что удивляться нечему)

В интернете, я вижу огромный шквал негатива к этой книге. Очевидно, дело в главном герое. Читая роман ты обязательно хоть раз подумаешь: "А не похож ли я сам на Холдена Колфилда?", "Нет, конечно, я не такой кретин". Но все мы похожи, или были похожи в подростковом возрасте. Чем больше вспоминаю отрывки и ситуации из романа, тем более жизненными они кажутся. Джейн Галлахер, которой главный герой так и не позвонил, презрение к обществу потребления, недооценка собственной жизни...

---

А потом начался учебный год!..