Флорипедес Пайва Гимараэнс слыла красивой и благополучной женщиной. Омрачало жизнь доны Флор лишь одно обстоятельство: её муж Валдомиро дос Сантос Гимараэнса — в городе его звали просто Гулякой — обожал жизнь во всех проявлениях, но абсолютно не любил работать. Как говорил русский классик, «все счастливые семьи счастливы одинаково, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему».
Роман Жоржи Амаду «Дона Флор и два её мужа» начинается с описания смерти непутёвого супруга на карнавале: любитель заложить за воротник, картежник и бабник умирает от разрыва сердца в разгар веселья.
Гуляка танцевал самбу самозабвенно, как делал всё, кроме работы. Он вертелся вокруг мулатки, притопывал каблуками и наступал на неё, словно петух. И вдруг совершенно неожиданно издал глухой хрип, покачнулся и плашмя рухнул на землю. Изо рта показалась желтая пена. Однако гримаса смерти не смогла стереть с его лица улыбку заправского весельчака, каким он был при жизни.
После похорон дона Флор, окутанная горем, погружается в воспоминания. Она женщина из среднего класса, которая содержит кулинарную школу «Вкус и искусство». Кстати, каждая глава романа начинается с рецепта национального бразильского блюда — своеобразного кулинарного эпиграфа.
Денег от уроков хватало не только на жизнь, но и на то, чтобы оплачивать долги мужа. Днём Флорипедес работала, а ночью ждала Гуляку. Все семь лет она прощала измены, терпела выходки мужа, мирилась с его сомнительными заработками, потому что только он дарил ей столько любви и страсти, только с ним она чувствовала себя по-настоящему счастливой.
Вдова Флор отвергает любые попытки ухаживания за собой и ведёт безупречный образ жизни так, что никто не подозревает, что по ночам она страдает от греховных желаний и неутолённой любви.
Однако через три года дона Флор становится женой сорокалетнего фармацевта и аптекаря Теодоро Мадурейра. Второй муж — антипод первого: порядочный, сдержанный, педантичный и рассудительный. Его девиз: «Всякая вещь — на своем месте и всему — своё время». К супружескому долгу Теодоро относится аккуратно и добросовестно. И это угнетает Флорипедес, которая привыкла к бесстыдным ласкам Гуляки. Её накрывают воспоминания о жарких ночах с бывшим мужем.
И так как читатель имеет дело с романом, написанным в жанре мистического реализма, то явление умершего Гуляки своей вполне живой жене кажется вполне логичным развитием сюжета.
Она пошла в спальню и зажгла свет.
<...> На железной кровати, обнаженный, как в тот вечер после карнавала, лежал Гуляка...
— Почему ты пришёл именно сегодня?
— Потому что ты меня позвала и так настойчиво, что я не мог не прийти…
Флор поначалу сопротивляется влечению к покойному мужу: в порыве она обращается к местным колдунам с просьбой о проведении обряда изгнания духа Гуляки. Но в итоге сама поддаётся чарам первого супруга и растворяется в плотской любви. Гуляка наполняет жизнь Флор счастьем и страстью, которая в итоге смогла противостоять колдовству и отменить обряд изгнания.
В финале романа перед читателем предстаёт счастливая дона Флор, вызывающая восхищение всего города. И никто не догадывается, что секрет рецепта её благополучия состоит в главных ингредиентах — в двух мужьях, которые абсолютно не похожи, но очень удачно дополняют друг друга.
Казалось бы, эта вполне себе реальная история, приправленная мистицизмом и не лишённая провокационных тем, рассчитана на обывателя, чьи интересы не выходят за грань основных человеческих потребностей: пищи, социализации и плотской любви.
Но, по словам самого Жоржи Амаду, при написании романа он ставил перед собой две основные задачи, которые сделали произведение глубже и философичнее. Во-первых, показать современную баиянскую жизнь, обычаи, нравы, колорит Салвадора — столицы бразильского штата Баия. В ярких красках запечатлеть быт, архитектуру, фольклор, музыку, кухню, то есть национальную культуру.
Во-вторых, описать не просто историю двух замужеств доны Флор, а высмеять через неё мелкую буржуазию, её ограниченность и нелепые предрассудки.
Мещанство — это класс, лишённый перспектив... Я хотел показать в этом романе издавна существующий контраст между жизнью народа... и нелепой, никчемной жизнью мелкой буржуазии.
<...> Эту ограниченность жизненных горизонтов, этот почти полный отказ от истинных ценностей жизни, эту деградацию мещанства я показал сквозь призму самого глубокого, благородного и бессмертного чувства — чувства любви.
Жоржи Амаду был коммунистом, идея построения социалистического общества в Бразилии вдохновляла его. Ему были чужды мещанство и капитализм как система.
Сегодня Жоржи Амаду (Леал Амаду ди Фария) исполняется 110 лет со дня рождения. Этот писатель открыл собой в СССР целую плеяду латиноамериканских прозаиков и поэтов. Многие его произведения были экранизированы, фильмы становились популярными на долгие годы. Самым популярным в России можно считать кинокартину «Генералы песчаных карьеров», снятую по роману «Капитаны песка». Хотя финалы этих произведений принципиально различаются, шарма и проникновенной искренности фильм не теряет.
Мы приглашаем читателей вспомнить или познакомиться с романом замечательного латиноамериканского прозаика Жоржи Амаду:
Дона Флор и два её мужа [Текст] : [16+] / Жоржи Амаду ; [перевод с португальского Юрия Калугина]. — Москва : Иностранка : Азбука-Аттикус, печ. 2019. — 605, [1] с. — (Большой роман).; ISBN 978-5-389-16032-3.
Подписывайтесь на телеграм-канал Ленинки.