Жизненный путь Виктора Алексеевича Гаврикова составил 19 лет…
Тем не менее, жизнь Виктора является ярким примером воина – защитника Отечества, только одного представителя славного поколения Победителей…
Родился Виктор 23 мая 1923 г. в г. Сталинграде. Семья проживала в Кировском районе города, на станции Сарепта. В поселке имени Сакко и Ванцетти, на улице Луговой, в небольшом доме прошли детство и отрочество Виктора…
Учился Виктор очень хорошо, ему легко давались все предметы, особенно точные науки.
Примером во всем для маленького Вити был отец – Алексей Петрович. Именно с отцом Виктор первый раз отправился на аэродром в Бекетовку…
С того дня он буквально «заболел» небом…
В ноябре 1940 года Кировским районным военным комиссариатом г. Сталинграда Виктор Гавриков был призван на военную службу и направлен в авиационную школу.
После окончания авиашколы юноша был направлен в действующую армию – 273-ий гвардейский истребительный авиационный полк 268 истребительной авиадивизии 8-й Воздушной Армии на должность летчика-истребителя с присвоением звания – сержант.
Уже с мая 1942 г. Виктор активно участвовал в воздушных боях с врагом.
Характеризовался как смелый и решительный летчик, производивший несколько вылетов в день, при разведке доставлял ценные сведения о противнике. Никогда не жаловался на усталость, наоборот «…изъявлял желание еще летать…»
Обстановка на фронтах накалялась…Линия фронта неуклонно приближалась к родному Сталинграду…
30 июня штаб 8-й ВА вслед за штабом фронта стал перебазироваться в Россошь. На переправах творилось что-то невообразимое… В воздухе советские истребители малыми силами, как могли, противодействовали бомбардировщикам фашистов.
К этому времени в сильно поредевших и измотанных в беспрерывных боях в полках уже образовались группы летчиков-истребителей, не только не уступающих в чем-то гитлеровским асам, но и превосходящих их в индивидуальном мастерстве. Явному преимуществу противника в воздухе мы могли противодействовать интенсивностью боевых вылетов.
Перед 8-й ВА была поставлена задача вести воздушную разведку, прикрывать районы сосредоточения и развертывания войск фронта и его резервов, а также прикрытие с воздуха мест выгрузки прибывающих эшелонов с войсками в районе Качалинской, Калача и Сталинграда.
При этом 8-ая ВА была укомплектована самолетами лишь на 50%. Из 337 исправных боевых самолетов истребителей было 85, штурмовиков - 48, дневных бомбардировщиков - 88 и ночных (По-2) - 116. Многие самолеты были устаревших конструкций.
В первых числах августа 1942 г. на ряде строившихся аэродромов основные работы были завершены, и большинство частей 8-й Воздушной Армии совершили перелет на заволжские аэродромы. Задерживалось перебазирование целого ряда наиболее боеспособных полков в связи с крайне тяжелым положением войск 62 Армии, которые в ходе отражения наступления противника западнее Калача были рассечены, а южная их часть оказалась в окружении. Для поддержки боевых действий этих войск требовалось срочно нанести массированные и сосредоточенные удары с воздуха.
Но в частях 8-й Воздушной было недостаточно сил. В результате командующий 8-й ВА генерал-лейтенант Тимофей Тимофеевич Хрюкин принял смелое решение. Он объединил все экипажи исправных однотипных самолетов в сводные группы, временно подчинив каждую из них одному из более опытных командиров. Было создано несколько таких групп штурмовиков и бомбардировщиков.
Днем 9 августа 1942 г. эти группы нанесли по войскам противника четыре сосредоточенных удара. Помимо бомбардировок авиация доставляла окруженным войскам 62-й Армии снаряды, мины, ручные гранаты и патроны к стрелковому оружию, сбрасывая их в специальной таре с самолетов По-2, либо осуществляя посадку на площадках, обозначенных кострами.
Накануне нанесения массированных ударов по противнику окруженные войска были оповещены об этом методом сбрасывания с воздуха специальных вымпелов, где имелась информация об обстановке и боевое распоряжение на совместные действия. Других средств связи с окруженными войсками не было. С помощью авиации это удалось осуществить с трудом. Район окружения был блокирован большими силами вражеских истребителей, и прорваться сквозь их заслон могли только наиболее опытные и специально подготовленные летчики-истребители. Такие летчики воевали в 273-м истребительном авиационном полку.
По указанию командующего из числа добровольцев были отобраны две пары: старший лейтенант А. М. Решетов с лейтенантом М. А. Махаловым и старший лейтенант П. А. Сальников с сержантом В. А. Гавриковым. Каждой паре было вручено по одинаковому вымпелу для большей надежности доставки по назначению. Разведчиков прикрывала пятерка Як-1 515-го и четверка ЛаГГ-3 440-го истребительных авиационных полков. Прорвавшись с боями сквозь истребительные заслоны противника, обе пары разыскали войска, действовавшие в окружении, и своевременно доставили им боевые документы. Снабженные по воздуху боеприпасами и продовольствием, поддержанные ударами сводных групп штурмовиков и бомбардировщиков, войска 62-й армии прорвали кольцо окружения противника, переправились на левый берег Дона и заняли рубеж на внешнем оборонительном обводе Сталинграда.
К этому моменту сержант Гавриков совершил 35 боевых вылета, из них на разведку войск противника – 23, на штурмовку -1 . Провел 11 воздушных боев.
23 августа 1942 г. самолет Виктора Гаврикова выполнял разведывательный полет, в ходе которого был сбит истребительной авиацией противника. Сержант Гавриков сгорел вместе с самолетом в районе Конной балки Городищенского района Сталинградской области.
За образцовое выполнение боевых заданий и проявленную отвагу Приказом по войскам Юго-Восточного фронта по личному составу ВВС №11/н от 22.09.1942 г. Гавриков Виктор Алексеевич был представлен к правительственной награде – Ордену Боевого Красного Знамени.
Награду свою сержант Гавриков получить не успел…
Алла Гаврилова, старший научный сотрудник музея-заповедника «Сталинградская битва»