ПРОКЛЯТИЕ НЫНЕШНЕГО ВЕКА – ПРОБЛЕМА ВЫБОРА
Одно из проклятий нынешнего века – проблема выбора. С этой ситуацией мы сталкиваемся постоянно, даже зачастую не осознавая, что стоим перед выбором. Но иногда-таки проблема эта несколько притормаживает наш размеренный бег по жизни. А в некоторых случаях и вовсе загоняет в тупик.
Снова приветствуем всех, открывших нашу страничку Христа ради, или из простого любопытства. Воздохнем ко Господу о помощи и милости и попробуем совершить очередное маленькое путешествие в ближайший макрокосмос – огромную вселенную, где обитает Бог – в наш с вами внутренний мир. Кстати, макрокосмос здесь вовсе не опечатка. Ибо, как известно многим из вас, согласно учению Святых Отцов, человек во вселенной – это именно макрокосмос в микрокосме. Как бы абсурдно это ни казалось. Воистину, благая весть, прозвучавшая уже более двух тысячелетий назад в Палестине, сокрушала и продолжает крушить мысленные конструкты рода человеческого. Credo quia absurdum – и фраза, которую приписывают великому Тертуллиану, точнейшим образом выражает единственно верную реакцию человеческой мудрости на божественное Откровение – полную и безоговорочную капитуляцию. И, да – для этого нужна мудрость. Или простота. Святая простота. Впрочем, и то и другое – два из многих даров Духа Церкви. На сим и закончим наше небольшое лирическое отступление от заявленной темы.
Чай или кофе, сорт зубной пасты, модель смартфона – вполне элементарная задача на выбор одного из множества подобных, а ведь сколько отнимает времени и сил в общей сумме!
Есть выбор посложнее – расстановка приоритетов. В нашем очень обусловленном мире время – мощнейший ограничивающий фактор. Хочется же всё и сразу, но… и мы паки и паки встаём перед выбором – что для нас важнее. И живём в постоянном цейтноте. «Времени нет». Однако, времени у всех нас справедливо-одинаково: 24 часа в сутках. Значит, если на что-то его не хватает – это прямое свидетельство о месте этого чего-то в наших приоритетах. «Да я бы с превеликой радостью, да вот только…» – ну да, конечно. И всё это наш свободный выбор. Мы и делаем этот выбор, что-то перенося «на потом», что-то задвигая в «может быть когда-нибудь, если получится», а что-то и вовсе отправляя «в мусорную корзину», называя это планированием. «Скажи мне, кто твой друг» … Наши планы не менее ярко определяют нашу личность.
Но бывают ситуации выбора, когда решение даётся крайним напряжением всех жизненных сил. Тяжелейший выбор – выбор жертвы. Когда приходится отказываться от чего-то нам чрезвычайно ценного. Выбор между «плохим и очень плохим», либо, что не менее тягостно – между «прекрасным и великолепным». Жертвоприношение Авраама – пожалуй, наилучшая иллюстрация такого «испытания на деформацию». И те из нас, кто проходил через нечто подобное, сейчас наверняка перекрестились, и произнесли: «не приведи Господи!».
Всем нам прекрасно известны такие выражения, как «выйти из себя», «быть вне себя». Вот только от длительного и частого употребления смысл этих слов исказился и затерялся. Вне себя (с полным погружением в окружающий нас мир, мир-вовне) мы находимся практически перманентно. И всё учение нашей Церкви как раз о том, как возвратится в естественное состояние, то есть сойти внутрь нашего «сокровенного в сердце человека». Но что же мы там встретим буквально сразу же?
Суету. Иссушающую, изнуряющую, изматывающую суету. Бесконечный поток мелких дел, желаний, всяких «надо, как бы не…, а то…», рой всяких мыслей явно или неочевидно глупых или несвоевременных. Этот поток влечёт нас по жизни как бурная река щепку, не давая сосредоточиться и выбрать направление. Любовь разбивается о быт – кто же этого не знает. А почему, собственно? Не задумывались? Некогда…
Подчиняясь этому грязевому потоку нескончаемых сиюминутных «надо», мы вдруг, и зачастую слишком поздно осознаём – что упустили нечто очень важное, может быть самое главное в нашей жизни. Или понимая, значимость и ценность чего-либо, уже не находим на это сил. Так проходит жизнь большинства так называемых «простых людей». Если у корабля нет цели – ему никакой ветер не будет попутным. И лишь неким маяком, неким живым примером – что можно как-то жить иначе, сверкают нам «люди длинной воли» из многовековой серии ЖЗЛ. Мы называем таких людей целеустремлёнными. И это совершенно точное определение. Это те, кто пренебрёг заботами о «хлебе насущном», удобствами, уютом, безопасностью – словом, комфортом. Это те, кто однажды в своей жизни «расставил все точки над ё» и сделал выбор. На всю жизнь. Кто поставил себе цель и устремился к ней, всё остальное рассматривая лишь как препятствия или ресурс в своём устремлении. И достигли успеха. Везение? Да я вас умоляю! Это говорит зависть. «Чтобы научиться писать – надо писать». Или: «молитва даётся молящемуся». Кто достиг успеха в чём-либо, знают, чего им это стоило. Движение – всё, говорят они. (Да простит нам Господь сию цитату, но как тут не вспомнить Владимира Семёныча: «уж если я чего решил, то выпью обязательно!»). Да уж… Цели бывают разные… Можно захотеть и стать выдающимся художником, учёным, правителем, святым или бандитом. Но сам выбор цели – есть проявление нашей абсолютной свободы.
Свобода выбора. Божественное качество. И этой свободы у нас не может отнять никто и никогда. Ибо сам Господь, Повелитель и Творец Вселенной – не преступает границ Им же пожалованной нам свободы. Да, мы крайне ограничены в действиях, нас можно загнать в какие-то рамки, принудить и заставить… Но где-то внутри нас всё равно будет сидеть несогласие и протест. Нельзя заставить полюбить. Весь мир знает это. Но не помнит, вот что печально. Can’t buy me love…
А что это значит? – А то, что нам удаётся лишь то, что мы любим. То, что на самом деле владеет нашим сердцем. Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше. Это очень важный момент. И Церковь тихо шепчет тем своим чадам, кто способен вместить: «Господь абсолютно безразличен ко всем нашим делам (и бездействию). Но Он чрезвычайно внимателен к мотивации наших поступков». Именно в силу нашей ограниченности в действиях, но свободы в выборе. Ибо обмануть, украсть, убить или предать – у нас может не получиться просто в силу обстоятельств, либо по причине нашей нерешительности или неумелости. Но лукавство сердец наших Он, сердцеведец, прекрасно видит, а потому и вменяет в действие. Так же и благие намерения Он приемлет и желание доброе хвалит, и нас тому же учит. В этом ключе и следует понимать, в частности, Его слова о воззрении на женщину с вожделением. Уж чего яснее? Ведь не только и не столько о похоти здесь речь. О делах и помыслах. О нашем свободном выборе, совершаемом в глубине сердец наших.
В таком случае, отсюда напрашивается ещё один вывод. Все наши старания и усилия в этом мире есть не более, чем декларация о намерениях. Выражение нашей свободной воли. Чем усерднее мы «гребём и пашем» – тем яснее выражаем силу наших желаний, не так ли? И тогда Небо откликается тем самым «везением». Если наши желания не противоречат промыслу Божию о мире и о нас, в частности. И однажды, после долгих и бесплодных усилий, человек начинает стремительно двигаться к успеху. А если успеха всё нет и нет? В общем, всем всё понятно. Наше дело – трудиться, а плоды – они от Бога.
А теперь подойдём к зеркалу. Внимательно, очень внимательно всмотримся и задумаемся: Кого я вижу? Насколько хорошо мы знакомы? В каком направлении по жизни двигается сие творение Божие? Чего на самом деле хочет от жизни? Чего неотступно просит от Неба это сердце? Насколько эти прошения совпадают с теми молитвами, что твердят наши уста (если вообще твердят)? «О, если бы ты был холоден, или горяч!» … Что мы чувствуем, произнося сладчайшее имя? Что от чего отвлекает нас – наши дела от нашей любви, или наша любовь от наших дел?
Ведь из этих наших миллиардов больших и малых выборов на протяжении всей жизни (как при сложении огромного количества мелких векторов, в результате получается один вектор строго определённой величины и направления) – собственно и складывается наша посмертная участь. Цель, к которой мы действительно стремились, и сила, которую мы прилагали для достижения этой цели. И посмертный суд заключается в личной встрече с Христом, аналогично той, что пережили апостолы на горе Фавор, и ещё многое множество после них во свидетельство всем. Лицом к лицу с любовью. И душа человеческая, уже свободная от всяких оков материи, со скоростью мысли и с силой желания рванётся… либо к этому невыносимому сиянию, либо прочь во тьму. Это наше божественное качество. Свобода последнего выбора.
Как известно, судить Господь будет нас, христиан. Поскольку, «неверующий уже осужден». А поэтому очень внимательно нам следует смотреть на то, чем заняты наши ум и сердце. В Православии это делание имеет прекрасное название – трезвение ума. И заключается оно в непрестанном (насколько это только возможно) повторении «молитвы Иисусовой». Лучшего средства «изменить вектор нашей жизни» просто нет. А как достичь успеха в этом «искусстве из искусств» – написано и доступно очень много. «Читай – не хочу». И ведь не хотят, и не читают. Как некогда заметил наш владыка Панкратий: «Сейчас очень много таких христиан, которым легче умереть за веру Православную, чем отстоять Литургию». Так где же сокровища наших сердец? Что нам любо и вожделенно? Что мы предпочитаем чему?
В заключение приведём маленький фрагмент из живого опыта великого подвижника недавнего прошлого – Паисия Святогорца. Он, как, пожалуй, никто другой, обогатил Церковь описаниями теофании, пережитой как им самим, так и другими людьми. Но мы процитируем интереснейший отрывок о том, что ощущает человек после посещения благодатью:
«… Затем нетварный свет начал медленно убывать, и я очутился в предыдущем моём состоянии… Чуть пониже меня, в одной келье проживал другой брат. Мне казалось, что вне кельи была ночь и сияла полная луна. Выйдя, я спросил брата: «А, брат, что делается? Или сегодня опаздывает рассвет?» Брат, удивившись, спросил меня: «Отец Паисий, что говоришь? Не понял я тебя». Только тогда внутренне я почувствовал, что случилось. Оказалось, что было десять часов утра, и полная луна – было взошедшее солнце. Однако нетварный свет имел такую силу, «сколько я мог понести», что свет дня и солнца мне показались как ночь с полной луной». («Афонская тетрадь», изд. ПСТГУ, М. 2020).
«Э! Так это для монахов, куда уж нам, в этом дурдоме?» – скажут некоторые, и будут глубоко неправы. Не обманывайтесь. Дерзайте, уповая не на свои силы и возможности (это как раз тупиковый путь), а на Бога. Путь осилит идущий. Или, как говорят наши китайские друзья, «путь в тысячу ли начинается с первого шага». Ну, а что касается тех, кто уже шествует по этому пути – нам остаётся лишь пожелать вам помощи Божией, и попросить прощения, что своим графоманством отвлекли от гораздо более важного дела.