Во многих городах нашей страны и сейчас есть проблемы с общественными туалетами. Справить нужду можно в торговом центре, в ресторане быстрого питания. А вот если человек просто прогуливается по парку то, бывает, ему и зайти-то некуда. Есть еще над чем работать в этой области.
Меж тем первые общественные туалеты появились 170 лет назад. Это произошло в Лондоне – в городе, где вопросы гигиены долгое время стояли остро, где Темза была зловонным потоком, к которому старались не приближаться. Видимо, все эти проблемы и побудили инженера Джорджа Дженнингса задуматься над изобретением общественных уборных, которые открылись в феврале 1852 года. Сначала появился мужской туалет. А спустя пару недель женский.
То есть в городе было всего две уборные – по одной для каждого пола. Но это была революция. Дальше – больше.
Первые туалеты
Если глубже вникать в тему, то нужно отметить, что первый общественный туалет был представлен на выставке в Лондоне в 1851 году. Именно его успех замотивировал Дженнингса на открытие двух уборных на улицах Лондона.
Изобретение, которое было представлено на выставке – металлический горшок с отверстием внизу. Над горшком нависал бак с водой. А нечистоты уходили куда-то вдаль по канализационной трубе. Предполагаю, что в ту же Темзу.
Инженер считал, что каждый раз смывать за собой не нужно. Раз за 20 посещений – такая была норма. Из-за неё у некоторых жителей Лондона пропадало желание посещать общественный туалет. Смыв осуществлялся, как я указала, довольно редко. Кроме того, по трубе уходило далеко не все. То есть вопросы гигиены и санитарии оставались еще, к сожалению, открытыми.
Между тем, за посещение туалета брали деньги. Смешные – 1 пенни. В принципе, каждый лондонец мог себе позволить сходить в общественный туалет. И это стоило сделать не только для того, чтобы справить нужду. Подробности – чуть позже.
На выставке в 1851 году первый общественный туалет посетили 827 тыс. человек. Можно посчитать прибыль: 827000/100=8270 фунтов. Неплохо.
О местах, где открыли уборные:
1. Мужской туалет был построен на улице 95 Fleet.
2. Женский – на улице 51 Bedford.
Расстояние между точками составляло более километра. Туалеты расположили по обе стороны моста Ватерлоо.
С одной стороны, не очень удобно, потому что если, например, мужчина прогуливался с женщиной и каждому из этих людей нужно было посетить уборную, то приходилось здорово удаляться друг от друга. С другой стороны, люди стеснялись публично делать свои дела, поэтому расстояние между туалетами было вполне обоснованным.
Сервис
Слово «туалет» - оно французское. И изначально оно обозначало не место, где справляют нужду, а помещение и процесс приведения себя в порядок. В первых туалетах в Лондоне можно было получить расческу, полотенце. А еще можно было почистить обувь. Позже там же выдавали щетку для одежды. То есть в туалетах люди приводили себя в порядок. И справляли нужду тоже.
Кстати говоря, слово «уборная» - русское – тоже обозначало не туалет типа «сортир». А место, где можно было осмотреть себя и привести в надлежащий вид.
В Лондоне со временем общественные туалеты стали набирать популярность. Плата за их посещение выросла до двух пенсов. Доход эти заведения приносили очень хороший. К сожалению, данных о нем нет. Можно посчитать. Приблизительно.
Допустим, что в туалет в день заходило 50 человек. Хотя я думаю, что намного больше. 50*2=100/100=1 фунт за сутки. 30 фунтов в месяц. 365 фунтов в год. И это самые скромные подсчеты.
Чтобы понять, сколько это:
· хлеб стоил 7 пенсов;
· печеная картошка – 0,5 пенни;
· рыбный суп – 0,5 пенни за 200 – 250 граммов;
· чашка кофе – 1 пенни.
То есть на дневную туалетную выручку можно было устроить пир на весь мир. Как минимум накормить несколько человек.
Продолжатели дела
Джордж Дженнингс ушел из жизни в 1882 году. Его сын не бросил прибыльный бизнес. Более того, мужчина договорился об открытии уличных туалетов в Париже, Мадриде, во Флоренции и даже в Сиднее. Затем уборные стали появляться в менее крупных населенных пунктах.
Теперь многие туалеты, к счастью, бесплатные. Наличие уборной в торговом центре – это сама собой разумеющаяся вещь. И это прекрасно.