Найти тему
Загадки истории

Как из-за одной немецкой подлодки разыгралось целое сражение

Оглавление

Немцы в годы Второй мировой войны, когда уже осознали, что воевать и против СССР, и против союзников будет непросто, решили сделать ставки на подводные лодки.

Британия всегда имела статус «Владычицы морей», но немцы осознали одну довольно простую и нужную вещь: англичан можно бить на море, если использовать подлодки. Так и сделали.

Оказалось, что выбор в пользу субмарин был правильным. Подводные лодки скрыто передвигались по Балтике, Атлантике, по разным морям и успешно топили британские корабли в больших количествах.

Но, как известно, на каждое действие найдется противодействие.

U-250

Это была самая большая субмарина в своем классе. Немцы возлагали на подлодку огромные надежды, которые если и оправдались, то на несколько процентов.

9 января 1943 года началось строительство этой субмарины. То есть в период, когда позиции немецких армии и флота уже серьезно пошатнулись на мировой арене, во Второй мировой войне. Нужно было брать реванш. И, как я уже указывала, гитлеровцы сделали ставку на подлодки.

Чуть больше 10 месяцев потребовалось немцам, чтобы построить огромный подводный корабль. Удивительно, что справились так быстро. Но в годы войны нужно было работать максимально шустро, чтобы эффективно противостоять противнику.

11 ноября 1943 года подлодка была готова к спуску на воду и проведению испытаний. С постановкой судна на вооружение немного повременили. Только в июле 1944 года U-250 вышла в Балтийское море.

30 июля 1944 года немецкая подлодка заметила советский малый охотник МО-105 – один из тех, что прозвали «Мошками». За что? За всё. Мошка – это маленькое существо, но может укусить так, что потом неделю или две участок тела будет распухшим.

К сожалению, МО-105 затонул, редким членам экипажа удалось спастись. На Балтике и летом вода не самая теплая в мире. Да и рядом почти не было советских кораблей. Те, которые подошли к месту крушения «Мошки», подняли к себе несколько человек. С этого и началось серьезное морское сражение, в котором участвовали немцы, советские моряки, финны.

Битва

Гитлеровская подводная лодка была замечена другим малым охотником – МО-103. Команда использовала гидрофон – устройство, позволяющее прослушивать, что происходит под водой.

Советская «Мошка» подошла к немецкой субмарине и сбросила пять глубинных бомб. Подводная лодка выдержала этот удар. Она получила лишь незначительные повреждения. Но пошли на поверхность пузырьки, по которым команда советской «Мошки» в очередной раз обнаружила гитлеровское судно. Еще пять бомб сбросили советские моряки. И немецкая субмарина легла на дно. Она больше не могла принимать участия в сражениях.

Спастись удалось всего шести подводникам. Среди них был и капитан субмарины Вернер-Карл Шмидт. Эти люди стали пленными Советского Союза.

Как выяснилось, лодка легла на ровный киль на глубине около 36 метров под поверхностью воды. Советское командование решило, что нужно поднимать субмарину на поверхность. Были отданы соответствующие приказы.

Прошла пара дней. К месту, где была затоплена U-250 подошли советские корабли. Узнав об этом, финны с берега начали обстреливать их. На перехват советских кораблей вышли немецкие катера. Пришлось давать им бой.

В это время советские водолазы, находясь на дне, опоясывали немецкую подлодку стальными тросами, соединенными с понтонами.

Советским морякам сопутствовала удача. Однако и невезение местами проявлялось. Например, в какой-то момент понтоны сели на мель. Финны этому несказанно обрадовались. Они сначала хотели сразу открыть огонь по советским силам, но потом решили подпустить корабли из СССР поближе к берегу. К счастью, советские моряки смогли снять понтоны с мели. Немецкая лодка была отбуксирована в Кронштадт, где её загнали в сухой док и стали изучать.

Активно помогал в этом Вернер-Карл Шмидт. Ему удалось проводить своих подчиненных в последний путь.

-2

Научная ценность

Советские ученые очень много интересного узнали, изучив немецкую субмарину. Помимо прочего, в их руки попали новейшие немецкие торпеды с акустическим наведением. А также шифровальная машинка «Энигма». Шмидт активно «сотрудничал со следствием», ничего не утаивал.

Когда подлодку доставили в Кронштадт, главком ВМФ Кузнецов приказал приостановить проект по производству советских подлодок. Военачальник справедливо посчитал, что немецкие достижения техники могут быть применимы у нас.

Англичане хотели изучить гитлеровские торпеды, просили переслать их на острова. Однако Сталин заявил, что это слишком опасно. Британских специалистов пригласили в СССР.