55 лет назад запущен первый агрегат Красноярской ГЭС самой мощной на тот момент гидроэлектростанции страны. День пуска считается днём рождения станции.
Отметил эту веху на гребне плотины. Высота более 100 метров, виды шикарные. Увы, не со всех ракурсов можно фотографировать.
Сооружение легендарное, во многом экспериментальное. Многое тут делалось впервые. Причём решения принимались порой в самых жёстких спорах и противостояниях.
Так московские проектировщики считали, что лучшее место для станции недалеко от Красноярска, а ленинградцы делали ставку на шумихинский створ, где станция в итоге и появилась.
Или другой пример. Никита Хрущёв в целях экономии получил построить массивно-контрфорсную плотину, но начальнику стройки Андрею Бочкину и краевым властям удалось убедить Минэнерго СССР, что лучше и надёжнее гравитационная бетонная плотина.
А противостояние Андрея Бочкина и министра энергетики Петра Непорожнего вообще стало легендой. Первый выступал за классический подход к укладке бетона, когда его привозят на стройку на бетоновозе и потом укладывают в блоки. Министр же лоббировал технологию непрерывной укладки, когда от завода к месту стройки тянулся конвейер, по которому и транспортировался бетон (говорят, что Непорожний защищал докторскую диссертацию по непрерывной укладке и Красноярская ГЭС была местом, где министр брал практические данные для исследования). Бочкину не нравилось, что при таком подходе за то время, что раствор шёл по конвейеру, происходило его расслоение. Качество падало. В итоге начальник станции взял вверх над министром. Хотя какое-то время при строительстве ГЭС применялись оба метода укладки бетона.
Отстоял Бочкин и время перекрытия Енисея. Только зимой это лучше всего делать, когда вода холодная и течёт медленнее, а её поверхность скована льдом.
Также Андрей Ефимович приложил всё усилия и весь авторитет, чтобы стройка стала ударной комсомольской, а не заданием ГУЛАГа. На стройку ГЭС приезжали многие известные люди, писатели и журналисты. Юрий Гагарин уложил в основание плотины несколько лопат бетона. Кстати, лопата, которой орудовал космонавт, хранится в музее Дивногорска. Об этому музее писал тут. Прикоснуться к ней может любой желающий. Борис Полевой, изменив имена и места действия, рассказал о событии в своих произведениях. На стройке в закрытом городе на Енисее в составе выездной редакции были даже зарубежные журналисты. В общем, за рождением инженерного чуда наблюдал весь мир.
Текст и фото Андрей Мужщинский