Найти тему
Архетипичность жизни

Чему нас учит Дороти Хэйр? (Дочь священника)

"Дочь священника" - первый роман Джорджа Оруэлла.

Сам Джордж Оруэлл, перед своей смертью, по какой-то причине, просил чтобы его роман больше не издавался.

Однако, на момент издания, когда ему был 31 год, он наверняка думал иначе. И на самом деле очень хорошо, что он всё таки сохранился, пускай и вопреки желанию автора.

Для начала, стоит отметить одно - в своём романе, Джордж Оруэлл, хотел изобразить "кризис веры", некий выход разума из безвыходности через потерю памяти.

Что на самом деле очень даже интересно и с психологической точки зрения. В центре романа - Дороти Хэйр, искренне верующая девушка, сама налагающее на себя епитимии (религиозное наказание, в её случае, в виде прокалывания себя булавкой), за любые неправильные мысли, всегда подкрепляя своё решение стихом из Библии.

Образ героини, по крайней мере в начале, напоминает собачку, если бы та каким-то образом, научилась дрессировать и издеваться сама над собой, с помощью жёсткой дисциплины и Бога.

Здесь сразу можно отметить её первый диссонанс, (да не проклянет меня читающий, за это слово) её первую дилемму.

Она искренне верит в пользу бесчеловечной дисциплины к себе и самоотречения. Хотя в романе и подчёркивалось, что она восхищается природой как творением Бога, однако этим же Богом она себя и убивает.

-2

Буду честным, поначалу мне показалось, что взгляд Оруэлла, сводиться к следующему:

Суть искренней веры - это желание помогать другим, и при определённых обстоятельствах возможна, и несомненно должна быть, её трансформация, в более полезную стезю для общества, и она будет, если искренне-религиозный человек пройдёт через определённые обстоятельства в жизни, и увидит то, на что раньше предпочитал закрывать глаза.

Но потом я дочитал до конца. И если честно был поражён тому, как ярко Оруэлл описал результат потери веры, и как следствие - потерю смысла.

"Но как МОЖНО радоваться чему-то, когда пропал весь смысл?" - Говорила Дороти.

"Как что-то может выбить тебя из колеи, если в мире есть высший, доступный твоему пониманию смысл, которому можно служить?"

Разве не метко? И дальше:

"[Что если] во всём этом нет никакого смысла, никакой цели, никакого исхода, кроме могилы. Кто может принять эту мысль без содрогания - разве только глупцы и подлецы или баловни судьбы?"

Так к чему же пришла Дороти?

По сути, к симуляции веры.

"Наверно, лучше - не так эгоистично - притворяться, что веришь, даже если не веришь, чем открыто говорить, что ты неверующий и тем самым отвращать других от веры"

Дороти видела пользу веры для людей, но сама её не имела, и хотя после она и попыталась её вернуть, всё же в конце концов пришла к следующему:

"Ей подумалось, что она слишком всё преувеличивает и неоправданно жалеет себя... И не только дочери священников; самые разные люди - больные, одинокие и обездоленные, запутавшиеся и несчастные - всем им так нужна вера, но они её не имеют"

Дороти ушла в поток обыденных дел, решив, что задумываться обо всём этом - только потеря времени, и жить нужно - в постоянном действии, в потоке, ибо все так живут. Она и дальше служила в церкви, уже не имея веры, поглощенная потоком "священных" дел.

На этот раз, не хочу прямо подводить к ответу на вопрос: Чему нас учит "Дочь священника"?

Думаю, что как и любая вещь - каждого чему-то своему.

А что вы думаете на этот счёт?

*

*

*

С подобной идеей, противоречивости и необходимости веры, я буду играть в дальнейших публикациях.

Буду очень благодарен за лайк и подписку.