Найти в Дзене
Театр на Юго-Западе

Театр на Юго-Западе: Виктору Авилову – 69.

Он обладал всеми чертами настоящего гения. Оригинальная, запоминающаяся внешность, несладкий характер, загадочные надломы судьбы, необычные способности, актёрский дар, данный свыше, взгляд в инфернальность сквозь пределы положенного человеку и роковая предопределённость жизненного пути. Виктор Авилов – самый известный из звёздной плеяды актёров – «юго-западников». Его день рождения приходится на 8 августа. По астрологическим данным он Лев. С гривой длинных волос, бездонным взглядом огромных глаз, врождённой грацией жеста он и был царём. Только не зверей, а сцены. Творческая вотчина артиста – Театр на Юго-Западе. Это был уникальный случай в истории искусства и удивительные времена, когда успешный театр строился руками самих его создателей из всего, что под эти умелые руки попадало. Будущие актёры и актрисы, тонкие, взрывные, влюблённые в сцену и свою неожиданную новую жизнь, успевали сидеть за рулём и мыть полы, параллельно создавая на молодой «юго-западной» сцене образы настолько под
Виктор Авилов.
Виктор Авилов.

Он обладал всеми чертами настоящего гения. Оригинальная, запоминающаяся внешность, несладкий характер, загадочные надломы судьбы, необычные способности, актёрский дар, данный свыше, взгляд в инфернальность сквозь пределы положенного человеку и роковая предопределённость жизненного пути.

Виктор Авилов – самый известный из звёздной плеяды актёров – «юго-западников». Его день рождения приходится на 8 августа. По астрологическим данным он Лев. С гривой длинных волос, бездонным взглядом огромных глаз, врождённой грацией жеста он и был царём. Только не зверей, а сцены.

Творческая вотчина артиста – Театр на Юго-Западе.

Виктор Авилов
Виктор Авилов

Это был уникальный случай в истории искусства и удивительные времена, когда успешный театр строился руками самих его создателей из всего, что под эти умелые руки попадало. Будущие актёры и актрисы, тонкие, взрывные, влюблённые в сцену и свою неожиданную новую жизнь, успевали сидеть за рулём и мыть полы, параллельно создавая на молодой «юго-западной» сцене образы настолько подрывающие сознание зрителей, что те были готовы ночевать у дверей подвальной студии зимой и летом, лишь бы заветный билетик попал к ним в руки.

Есть такое неоднозначное слово – самодеятельность. В нём нет ничего плохого, но к профессионализму оно обычно имеет очень опосредованное отношение.

Водитель грузовика Виктор Авилов признавался, что в своё время решился выйти на сцену только потому, что поначалу принял всё происходящее в театре-студии за некий вариант народного творчества. Так ему было понятнее и не страшно. Очень скоро будущий Гамлет почувствовал, что всё это серьёзно и навсегда.

Актёрский и личностный рост Авилова происходил последовательно: как артист он развивался вместе с театром и сыгранными ролями. Проникая в искусство игры и мастерства под руководством Валерия Беляковича, рядом с такими же начинающими коллегами по сцене, он не переставал самостоятельно осмысливать образы, анализировать игровые ситуации.

Виктор Авилов.
Виктор Авилов.

Актёром Виктор Авилов был думающим, рассуждающим. На сцене делал то, что от него хотел режиссёр, но почти всегда имел и собственное мнение об исполняемой роли. Так, при всём неоспоримом и невероятном успехе его Гамлета, который в 1987 на фестивале в Эдинбурге был признан лучшим за последние 40 лет, сам артист сомневался в правильности финала Беляковича и чувствовал его по-другому.

Он мог смело и уважительно предъявить свои претензии к персонажам Гоголя, которых сыграл множество, тем более, что и начинался «Юго-Запад» с блистательной «Женитьбы». Боясь невольно подменить вдохновение примитивной буффонадой, актёр соглашался с фантасмагоричностью гоголевских образов, но писал: «я не чувствую в них логики, как в живых, «нормальных» людях».

Ему была предуготована счастливая и многогранная актёрская судьба. Каждая роль – мечта. Все спектакли – репертуарные лидеры. Во многих из них он сумел воплотить несколько разных образов.

Самые знаковые роли – Гамлет, Мольер, Воланд. В этом же ряду гоголевский Кочкарёв, рыцарь Ланселот, Калигула и Беранже, Актёр и Бронька Пупков. Не было эпохи, стиля, национальных художественных традиций, неподвластных самобытному таланту артиста из народа.

Читая его статьи-воспоминания, невозможно не удивляться профессионализму оценок, точному сравнительному анализу образов, серьёзности и индивидуальности подхода к каждой роли. Из под пера заслуженного артиста России, не имеющего профобразования (невиданный случай в театральной практике!), выходили размышления зрелого мастера сцены, для которого профессия стала методом самопознания.

На этом фоне обесцениваются распространённые легенды и, вызывающие вящее зрительское любопытство, факты биографии. Его часто представляли человеком со страстями, слабостями, недостатками, туманными предвиденьями, эзотерическими способностями или влечением к ним. Об отношениях артиста с режиссёром и коллегами по цеху, браках, детях, болезнях, печальном факторе ухода тоже знают многие. В этом нет секрета. Тайна была и остаётся в человеческом гении актёра-самоучки, в зрелости и независимости его мышления и мастерства, даже в особой исключительности небывалой карьеры – от водителя самосвала до большого художника. Эта тайна не требует разгадки, потому что «нет объяснения у чуда». Есть слияние таланта, трудолюбия, личностного видения, природной творческой чуткости.

-4

Виктор Авилов говорил: «Я вижу моих героев спокойными, очень простыми, без котурнов, без позы, искренними и сердечными, но с большой внутренней силой. От них, по-моему, должен исходить свет». И это всё также и о нём самом, человеке, от которого исходил такой свет внутренней неразгаданности, что судьба просто не смогла провести его мимо сцены.