Начиная с этой пятницы делал забеги по знойным полям и лесам как кентавр. Этим я занимаюсь любительски и в свое удовольствие с давних времен, но в эти выходные этого было чрезвычайно много. Обитатели гор и лесных чащ, кентавры сопровождают бога вина Диониса и отличаются буйным нравом и невоздержанностью. Конечно, это не про меня, но любовь к физическим испытаниям мне точно присуща. Во время полумарафона я бегу в одних шортах и кепке, погружаясь в пыльное раскаленное марево. Надевая легкую, не сковывающую движения тела одежду, мы обретаем полную свободу в телесных упражнениях и получаем возможность ясно видеть тело и любую "мышечную броню". Во влажной испарине и со сбитым дыханием можно поймать это древнее ощущение пульсации тела. Противоположенное состояние этого феномена – ригидность, когда мышцы зажаты, дыхание поверхностное, а чувства слабые и невыраженные. Риги́дность (от лат. rigidus — «твёрдый, оцепенелый») — твёрдость, неподатливость. В психологии — неготовность к изменениям программы действия в соответствии с новыми ситуационными требованиями. В психологии различают ригидность:
Когнитивную — неготовность к построению новой концептуальной картины окружающего мира при получении дополнительной информации, которая противоречит старой картине мира.
Мотивационную — неготовность к отказу от уже сформированных потребностей и от привычных способов их удовлетворения или к принятию новых мотивов. Может находить проявление в образовании сверхценных идей.
Аффективную — неготовность к изменениям в связывании тех или иных событий с определёнными аффективными реакциями. Проявляется в затруднениях при эмоциональном научении, в излишней фиксированности на объектах, константности эмоциональной оценки тех или иных событий, а также, как и в случае с мотивационной ригидностью, в образовании сверхценных идей.
Ригидный характер формируется при нарушении базовой потребности личности – желать и двигаться в направлении к желаемому. Поскольку так или иначе, но мы все испытали на себе этот запрет, его воздействие подобно ветрянке – неприятно, но не смертельно. У человека (в случае ярко выраженного характера ригидности) формируется патологические “гордость” и “несгибаемость. Формируются они в качестве защиты от стремления к удовольствию. Такие люди часто твердят о том, что они боятся быть “обманутыми” и “использованными”, объясняя этим своё нежелание жить более активно. Тело ригидного человека держится (как говорят в балете) “с апломбом”, то есть его спина всегда пряма как палка. Высокий контроль за поведением у ригидного человека может принимать, а может и не принимать угрожающие его здоровью формы. В любом случае – скованность ригидного тела никак не способствует нормальному прохождению по нему потока энергии.
Все эти эксперименты с телом мне стали интересны после прочтения книги Александра Лоуэна - "Радость". На нее я вышел после ознакомления с трудами Вильгельма Райха. Книга оставила приятное послевкусие и в целом указала на что нужно обращать внимание. Я выбрал ходьбу и бег как возможность без лишнего внимания со стороны глубоко дышать и концетрироваться на ощущениях тока энергии. Получается, что это моя личная телесная терапия, где главная задача состоит в "оживлении" всех жизненных потоков в теле, убирание мышечных зажимов, панцирей и просто в получени радости.