В офисе мы решили сменить старые плакаты и постеры. Для своего места я решил составить плакат с уклоном в культурологическое исследование многогранности профессии архитектор. Оказывается, порядка пяти известных архитекторов-мэтров приложили руку к созданию концептуальных моделей автомобилей. Я думаю, их было гораздо больше, но я остановился на этих любимых именах и фамилиях. Первый архитектор и дизайнер – Марио Беллини, который создал концепт «Kar-a-Sutra» в 1972 г, для экспонирования в музее современного искусства. Силуэт автомобиля получился комичный, но форма, цвет, фактура были такими нестандартными, что этот концепт до сих пор не забывают. Рождение «Кар-а-Сутры» пришлось на расцвет культуры хиппи, символизирующей всестороннюю свободу (сексуальную – в том числе) и показательное «шатание» всех устоев. Именно поэтому маэстро Беллини не ограничивался вообще ничем. Вместо создания сколько-нибудь привычного салона Марио просто… накидал внутрь подушек. Вот он – разгул фантазии! Несмотря на то, что странный концепт-кар строили на «тележке» флагманского купе Citroen SM (1970-1975 годы выпуска) с его без малого трехметровой (2950 мм) колесной базой, задачи научить «Кар-а-Сутру» ездить как таковой не стояло. Беллини изначально создавал рафинированный шоу-кар, необремененный ни силовой установкой, ни даже рулем или педалями. Однако в брошюре, иллюстрирующей безумные варианты использования салонного пространства, место водителя все же предусмотрели.
Второй концепт разработал великий и разносторонний Ле Корбюзье совместно со своим братом. Ле Корбюзье и Пьер Жаннере рассказывали, что в 1928 году они создали автомашину, которую в то время и не пытались предлагать для реализации, ибо она резко отличалась от обычного для того периода типа: мотор сзади, аэродинамические формы, удобное и просторное размещение внутреннего оборудования и при всем этом высокий комфорт. Идея создания этого автомобиля — обеспечение максимума комфорта пассажирам; этому были подчинены требования механической и конструктивной характеристики. Пассажиры размещались в свободном пространстве типа бельведера в передней части машины. Пассажиры не должны испытывать неудобств от шума, запахов (горючего и масла), перегревания и непосредственной вибрации мотора. Поэтому мотор располагался в задней части. Предусматривались обширный багажник, а также возможность трансформирования сидений в спальные места. Максимум места для пассажиров и полное использование полотна дороги для кузова (отсутствие подножек и крыльев над колесами) — особенность этого автомобиля. Внешние формы, определенные условиями внутреннего комфорта, практически обеспечивают хорошую аэродинамическую модулировку.
Для удешевления конструкции поверхности кузова приданы простые изогнутые формы; в качестве материала использован плавно изогнутый слегка гофрированный металлический лист. Верх у машины открывающийся, для чего устроена скользящая крыша, которая отталкивается к задней части. Чтобы создать чувство безопасности несмотря на то, что мотор расположен сзади, спереди предусмотрена мощная противоударная штанга; более легкие штанги расположены с боков и сзади. (Этот текст — выдержка из альбома Общества инженеров автомобильной промышленности, посвященного конкурсу на малогабаритный автомобиль). Ле Корбюзье и Пьер Жаннере сделали проект автомашины в 1928 году, назвав ее не «минимальной машиной», а «машиной максимум» — максимум удобств для клиента с учетом оптимальных условий, допускаемых правилами. Чертежи, выполненные в 1928 году, были опубликованы спустя семь лет в качестве приложения к альбому Общества инженеров автомобильной промышленности, посвященному малогабаритной автомашине. Но в то время этот проект был встречен довольно сдержанно. Сегодня, тридцать лет спустя, мы часто встречаем подобные автомашины.
Третий концепт разработал интересный архитектор, инженер и изобретатель - Ричард Бакминстер Фуллер. Американский архитектор и инженер Ричард Бакминстер Фуллер (1895 – 1983) больше всего известен благодаря геодезическим куполам – сетчатым конструкциям в виде куполов, созданным из прямых стержней. Их отличает высокая несущая способность, так как нагрузка в таком куполе распределена на большое число элементов конструкции. Фуллер столь активно пропагандировал, что, когда в 1985 году химики открыли аллотропную модификацию углерода, молекула которой имеет подобный вид, ее назвали в честь Фуллера – фуллереном. Несколько менее известен автомобильный проект Ричарда Фуллера. 12 июля 1933 года, в день, когда Фуллеру исполнилось 38 лет, на заводе в Бриджпорте, штат Коннектикут, была завершена постройка автомобиля Dymaxion. Название Фуллер создал из слов «dynamic, maximum, tension» – «динамика, максимум, напряжение». Он очень полюбил это придуманное им слово, позднее одну из своих теоретических работ он назовет The Dymaxion World Of Buckminster Fuller «Димаксионный мир Бакминстера Фуллера». Он также дал это название своему проекту сборного дома (Dymaxion house), придуманной им новой картографической проекции (проекция Димаксион) и даже особому графику сна – по полчаса каждые шесть часов. Фуллер вообще был склонен к языковому творчеству. Он часто придумывал новые слова, которые, как он считал, лучше описывают его идеи. Слова «вверх» и «вниз» он предлагал заменить словами «из» и «в», так как они точнее передают движение по отношению к гравитационному центру Земли. Слово worldwide «всемирный», по его мнению, отражает представление о плоской Земле и должно быть заменено неологизмом worldaround. Наиболее известный неологизм Фуллера – архитектурный принцип тенсегрити (tensegrity). Изначально Фуллер хотел создать транспортное средство, которое будет способно двигаться на земле, в воде и в воздухе. Он называл это Omni Medium Transport. При этом в воздух машина, по замыслу Фуллера, должна была подниматься вертикально, используя реактивные двигатели («воздушные ходули»). Но развитие техники не позволяло воплотить весь замысел. Реактивный авиационный двигатель был еще не создан (первые реактивные самолеты взлетели в 1939 году), вертикальный взлет появился еще позже и вовсе не на реактивной тяге. Сделать же водный автомобиль по тем временам оказалось слишком дорого и технически сложно. Поэтому Фуллер решил остановиться на проекте только наземного автомобиля, отложив остальное на будущее.
В Италии прошлого века никому не нужно было объяснять, кто такой Джо Понти — дизайнер и архитектор, который построил первый небоскреб в стране — башню Пирелли. Его гений распространялся не только на архитектуру, но и на промышленный дизайн, однако мало кто знает, что в 1953 году Понти вместе с коллегой Альберто Росселли создал проект модели автомобиля под названием Diamond Line. Машина была задумана как противопоставление автомобильному дизайну той эпохи, для которого были характерны большие раздутые формы, маленькие окна и интерьеры, допускающие мало света. Так что в Diamond Line сочетались плоские кузовные панели, созданные с учетом аэродинамики, и множество окон. Предполагалось, что авто будет основано на базе шасси Alfa Romeo 1900. К сожалению, новаторский подход итальянского дизайнера не оценили, Fiat и кузовное ателье Carrozzeria Touring отказались сотрудничать, так как машину сочли слишком экстравагантной и радикальной, поэтому создание авто не продвинулось дальше модели в масштабе 1:10. Такую несправедливость было решено исправить, и к выставке Grand Basel в Швейцарии, которая проходила с 6 по 8 сентября, была сделана полноразмерная модель Diamond Line. За создание машины взялось FCA Heritage, подразделение Fiat, отвечающее за винтажные автомобили. Теперь стало ясно, что Diamond Line — не просто причудливый концепт, машина появилась слишком рано, но предвосхитила будущее: её практичность оценило бы следующее поколение, но никак не современники.
И последний автомобиль в этой подборке – Z-car от Захи Хадид. Заха Хадид, знаменитая женщина-архитектор, попробовала себя в автомобильном дизайне, спроектировав по просьбе лондонского арт-дилера Кенни Шахтера (Kenny Schachter) концепт Z.Car. Длина автомобиля — 4 метра. Своими очертаниями он разительно отличается от привычных нам форм, тем не менее, его эргономика полностью отвечает самым современным требованиям. По замыслу, Z.Car — компактный городской автомобиль. Разумеется, оснащён этот электромобиль экологически чистыми водородными топливными элементами. Панорамное остекление даёт превосходный обзор. Автомобиль снабжен видеокамерами заднего вида. Изображение с них транслируется на панель управления, что позволяет добиться обзорности в 360°, а поворотные колёса позволяют легко парковаться даже в тесных пространствах. Концепт выставлялся в музее Гуггенгейма в Нью-Йорке.