Все девушки опасны, потому что молоды и красивы. Красота соблазняет мужчин и заставляет их уходить из семьи. Чтобы не случилось подобного несчастья, нужно всех шестнадцатилетних собрать, отправить на необитаемый остров (за которым приглядывают опасные преступники) и заставить их там просидеть годик.
Обратно девушки вернутся не такими здоровыми и уж точно не особо красивыми, в общем, для общества не особо опасными. А там уж их можно и замуж выдавать, и особо за нежную мужскую психику не волноваться.
А чтобы никто не возмущался, этот прекрасный период в жизни женщины можно назвать как-нибудь поэтично. Например, "Год благодати".
Вот примерно таков основной мотив романа, который должен был прозвучать как гимн феминизма, положенный на основы "Голодных игр". Должен был, но вдруг что-то пошло не так.
Много чего, на самом деле, пошло не так.
О чем книга
Героиней романа является шестнадцатилетняя Тирни, от ее же лица мы наблюдаем за всем действием. Про Тирни сразу же говорится, что она не такая, как большинство жительниц города, что она - своеобразная бунтарка.
Однако, забегая вперед, кроме высказывания собственного недовольства, бунтарство Тирни далеко не идет.
В городе общество делится на две неравные части: мужчин (все решают и управляют городом) и женщин, которые во всем им подчиняются. Великим счастьем считается выйти замуж, ведь тогда женщина будет пристроена.
А вот если замуж она не выйдет, то тогда судьба у нее будет незавидной: либо тяжелая работа в полях, либо жизнь за городом в качестве вечной Красотки Уотлинг.
Но что самое неприятное - шанс выйти замуж у девушки только один. В 16 лет, за несколько часов до того, как настанет ее Год благодати.
Раз в год все свободные мужчины выбирают себе будущую жену, а потом, перед тем, как она отправится в годовое странствие, надевает на нее платок. Те, кто платок не получили (а это большинство, т.к. мужчин заметно меньше), знают - дальше им счастья в жизни не ждать.
Но и остальные не могут слишком сильно расслабиться, ведь им еще нужно пережить свой год, а это ждет далеко не всех.
Слишком много феминизма = слишком мало феминизма
Очевидно, книга изначально задумывалась как некий гимн феминизма. С самых первых строк, пока читателя еще даже не вводят в курс дела относительно того, что такое этот Год благодати и для чего он нужен, Тирни, главная героиня, высказывает свое мнение.
Замуж она не хочет, потому что замуж - быть в рабстве у мужчины. А она лучше будет свободной и в полях. По этой причине она запугивает всех потенциальных женихов.
Правда, план этот у нее почему-то не срабатывает, и самый завидный жених, будущий мэр города, делает ей предложение. По закону жанра, на руку и сердце юноши претендовала другая девушка, лидер женских мнений.
Это должно было стать отличным конфликтом, ведь теперь девушкам предстоит прожить вместе год. И никто, никто не сможет защитить одну от другую.
Учитывая, что у них еще и разные взгляды на выживание (в то время, как Тирни пытается улучшить жизнь общины постройками и посевами, ее соперница делает акцент на молитвы), это должна была быть отличная история про girl power, женское объединение против диктатуры мужчин и проч., проч.
Должна была, но не случилась. Потому что Тирни боролась с мужской диктатурой и за права женщин лишь на словах. Но стоило ей найти из надсмотрщиков сильное мужское плечо, как она сразу же спряталась за него почти на год, чем его и пережила. Разумеется, не задумываясь о других.
Ты должен был стать "Повелителем мух"
Судя по аннотации романа, он должен был стать чем-то вроде современных (и невероятно популярных) "Голодных игр" или чуть менее современного "Повелителя мух", но только с той разницей, что теперь мы должны были наблюдать не за тем, как без давления общества деградируют мальчики, а девочки.
Такие сюжеты достаточно любопытны, так что "Год благодати", хоть и с современной повесткой, обещал быть интересным. Но... не случилось.
Автор просто ушла от трудностей описания выживания, практически сразу же создав своей Тирни любовь на год, которая вытащила ее с острова и подарила покой и почти домашний уют недалеко от места событий.
Поэтому о том, что реально происходило в Год благодати читатель узнает постфактум и в паре строчек. Никакого роста героев, никаких изменений.
В итоге вместо "Голодных игр", с которыми проводилась явная параллель, читатель получает тонну феминизма странного качества, который, перефразируя Оруэлла, можно перевести так: "Все, кто мужчины - плохие, все, кто женщины - хорошие". С пометкой, что если мужчина делает все, что хочет женщина, то он "умеренно плохой".
В общем-то, книга читается легко, но к ней остается уйма вопросов. И главный из них: "Зачем я вообще потратила на это время?".
А вы читали роман? Понравился ли он вам? Любите ли книги о выживании группы людей?