Найти тему
Детские экскурсии

Подростки на экскурсии. Правда ли с ними так страшно?

Многие наши коллеги и студенты открыто делятся страхом работы с подростками. Так ли это действительно страшно? Давайте поговорим о возрастных особенностях детей этого возраста, чтобы лучше их понять.

⚡ Важной особенностью этого возраста является общение со сверстниками. Основная задача – научиться выстраивать отношения со сверстниками (занять свое место в группе, доказать свой статус, выстраивание иерархий и т.д.). Авторитет в этом возрасте уже не взрослый, а сверстник. Взрослому свой авторитет нужно заслужить и постоянно доказывать. Все, что делается в этом возрасте, делается ради одобрения сверстников.

☝️ Это пубертатный период, который требует очень больших ресурсов от организма. Многие особенности поведения этого возраста определяются чисто физиологическими факторами развития: быстрым ростом, гормональной перестройкой. Быстрый рост требует очень больших ресурсов от организма можно сказать, что кровь от мозга “отливает”. В этом возрасте доминирование коры головного мозга уходит на второй план и подкорковые процессы выходят на первый план. И подростками начинают руководить эмоции, которые начинают играть ключевую роль в поведении. Эмоции очень яркие, понятные и быстро сменяют друг друга. Зачастую подростков кидает из крайности в крайность: сейчас люблю, через 2 минуты ненавижу. Также в этом возрасте, за счет формирования рефлексии и возможности посмотреть на себя “глазами окружающих”, появляется такое чувство, как стыд. Поэтому подростки предпочитают промолчать, чем что-то сказать, посидеть в углу, чем что-то сделать и т.д.

🙍 Также в этом возрасте резко падает базовый уровень дофамина. Поведенчески это выражается в том, что все привычное и раньше для них горячо любимое, становится невероятно скучным, появляется хандра и уныние. Чтобы выйти из этого состояния, подросток начинает искать приключения себе на голову, часто рискует.

⚡ Речь подростков становится короткой, очень бедной, стереотипной. Им сложно формулировать мысли и строить длинные предложения. Также подростком свойственна заторможенность, медленные реакции.

⚡ Снижается механическое запоминание, зато появляется логическое мышление. Запоминание основано на понимании процессов, становятся доступны абстрактные понятия.

☝️ Важно быть крайне деликатным. Спросить можно ли поговорить, или просто посидеть рядом. Аккуратно спросить: что может быть интересно? Что не устроило? Предложить поменять, если это возможно. Предложить самому сформулировать, про то что хотелось бы изменить. Не критиковать, а предлагать.

🙅‍ Не быть настойчивым, принимать отказ. Дать ребенку возможность не участвовать, но обозначить, что при этом он должен соблюдать правила тб (не уходить далеко и так далее). Также важно сообщить, что он может включиться в тот момент, когда будет к этому готов.

А какой у вас опыт работы с подростками? Поделитесь в комментариях.