АВГУСТ АВГУСТУ РОЗНЬ
"Где страх, там и крах" - народная мудрость
Начинается новая рабочая неделя. Августовская. Четверть века как месяц «август» считается нарицательным. Из-за событий 1998-го года. Именуемых как «Экономический кризис в России».
За прошедшие выходные дни как по заказу я слышал от многих моих коллег по чае-кофепитию в теньке на открытых верандах в той или иной редакции один и тот же вопрос:
«Е.С., ты же в то время был «на переднем краю обороны», через себя «пропустил» все трудности событий. Расскажи, в чем разница или схожесть с сегодняшней ситуацией».
И как неоднократно проект «План Б» уже заявлял, главное хронологическое и экономическое отличие сегодняшнего дня от:
📌 кризиса 1998 года, событий 2008 года;
📌«черного вторника» 11 октября1994 года;
📌 «черного четверга» 16 декабря 2014 года
в том, что в наши дни маркеры используемые для понимания наступления экономического кризиса не наблюдаются. Существует обычная яркая стадия стагнации экономического цикла. Но желание сопоставить события и найти для себя решения в «списывании» опыта ранее происшедших событий присутствует.
В нарушение АНТИКРИЗИСНОГО менеджерского урока проекта «План Б» «Прошлое не имеет права жить в настоящем, но настоящее определяет будущее».
В тени обще федеральной повестки остались события «обнаженного и горящего в пламени» финансового сектора. Именно финансовый, а не реальный сегмент экономики определял кризисное состояние и принял основной удар. В те годы жёсткая денежная политика (сдерживание инфляции и удержание со стороны ЦБ завышенного курса рубля) сочеталась с мягкой бюджетной политикой. Необоснованно раздутые бюджеты финансировались в основном внутренними заимствованиями в виде ГКО.
Толчок к возникновению кризиса дали не внутренние, а два внешних фактора:
📌 резкое снижение мировых цен на товары топливно-энергетического комплекса (в нижнем пике нефть стоила 11 долларов за баррель)
📌 вспыхнувший в середине 1997 года кризис в Юго-Восточной Азии (многие российские ведущие банки, имевшие в балансе значительные пакеты бумаг на бирже Гонконга, за одну зимнюю ночь начала 1998 года обеднели на «много» миллионов долларов. Для них кризис начался уже тогда)
К августу 1998 года финансовые ресурсы были заведомо недостаточными по сравнению с масштабом возникших проблем. Несмотря на все время увеличивающиеся ставки заимствований. Реальный сектор экономики, находившийся в удручающем состоянии, действенную помощь оказать не мог. Были утрачены ресурсы для финансирования краткосрочного государственного долга и удержания курса рубля. Но была и более существенная с позиций АНТИКРИЗИСНОГО менеджмента потеря. Возобладала стихия, регулятор прекратил выполнять функцию. Валютный коридор был нарушен явочным порядком. По беспроводной связи каждый банк стал самостоятельно устанавливать курс валют.
Весь финансовый сектор настигло плотное прямое погружение в реалии рыночной экономики. Налицо стал жёсткий передел рынка:
📌 В первые же дни большинство банков из топ-20 остановили операции;
📌 Вклады в ведущих банках были заморожены;
📌 Курс рубля стал фактически полностью формироваться рынком. Без регулирования.
Эта АНТИКРИЗИСНАЯ мера оказала положительное влияние на российскую экономику. Российские предприятия, несущие затраты в рублях, стали более конкурентоспособными на рынках. Свободное формирование курса рубля облегчило накопление валютных резервов ЦБ РФ, что повысило стабильность финансовой системы страны.
В первые три месяца были приняты многие АНТИКРИЗИСНЫЕ решения, приведшие экономику России к «золотому» десятилетнему периоду расцвета.
Ровно десять лет, до следующего передела рынков.
Искать решения в событиях давно минувших дней неблагодарное дело. Проект «План Б» внушает это неустанно. И как смысл действий проект «План Б» предлагает еще один АНТИКРИЗИСНЫЙ МЕНЕДЖЕРСКИЙ УРОК «Бороться и искать, найти и не сдаваться».