Так много страданий и скорбей, а Бог на всё это смотрит и ничего не останавливает... Что же это за Бог у вас такой?
Слышали наверняка такие замечания, а может и сами грешным делом роптали однажды? Ответ очень прост. В мире вообще ничего не происходит без попущения Божия. Он говорит: "...у вас же и волосы на голове все сочтены" (Мф.10:29). Вопрос только: для чего это?
Мир погружен во страсти и уже не слышит стука Спасителя в сердце, ожесточенные, сребролюбивые, блудные и гордиливые люди готовы на всё, чтобы осуществить свои грязные дела. Им уже не нужен Бог. Страсти для них стали их богом.
Но наш Господь долготерпив и многомилостив. Именно поэтому, желая очистить человечество и спасти его, посылает на землю эти испытания и скорби. Потому Он и говорит: «Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мк. 2:16,17)
Кто-то в конечно счёте одумается, а кто-то так и погибнет. Но Господь даёт шанс всем, теперь же только выбор за человеком. И печально, когда человек не осознает, что это его последний выбор в жизни.
Что же говорят по этому поводу отцы?
Старец Епифаний (Феодоро́пулос), из Афин (1930–1989). давал на это такой ответ:
«Чтобы они очистились от ничтожных следов своих страстей и получили больший венец на небе им придется поскорбеть и пострадать. Кроме того, поскольку Бог попустил, чтобы и Сын Его возлюбленный претерпел смерть на Кресте, то что же сказать о людях, которые, сколь святыми они бы ни были, имеют грязные пятна грехов? Вы поймите, скорбь нас очищает. Настоящий человек всегда в скорби. В радости он изменяется, становится другим. В скорби он становится таким, какой он есть на самом деле. И тогда, по преимуществу, он приближается к Богу. Он чувствует свое бессилие. Часто, когда он во славе и в радости, он думает о себе, что он «пуп земли», или, если хотите, центр вселенной: «Я, и никто другой!» В страдании и скорби он чувствует себя незначительной мурашкой во вселенной, полностью зависимым, и ищет помощи и поддержки. Все мы, пережившие страдания, душевные или телесные, знаем, что никогда мы не молились так, и по качеству, и по количеству, как молились мы на одре болезни или в испытании тяжелой душевной скорбью. Но когда мы имеем все, мы забываем и о молитве, и о посте, и о многом-многом другом. Поэтому Бог и попускает страдание».
Для очищения души, как мы видим требуется труд. В обычное время мы не особо желаем приносить достойные плоды и больше прилепляемся к земному: вкусно поесть, побольше поспать, красиво одеться, хорошо провести время. Но этого времени отчего-то не остаётся у нас на молитву.
Православный христианин хотя бы воскресный день должен провести в храме на службе, поучаствовать в Таинствах, хотя бы раз в месяц причаститься и принести исповедь. Но у нас какая-то чуждая традиция - хоть бы раз в год сходить в храм и все. И таких, увы, не мало. При этом за этот один раз в год мы и Таинства все хотим получить, а других научим в храме как молиться и как священнику кадило правильно держать. Это и есть результат отсутствия какой-либо духовной жизни у нас.
Святые отцы, продолжая говорить о скорбях в нашей жизни, например старец Паисий (Эзнепи́дис), (1924–1994), отмечает следующее:
Удары необходимы для спасения нашей души, потому что они очищают душу. Чем больше бьешь и трешь одежду, тем чище она становится. Так и осьминогов с каракатицами ударами делают мягче и очищают от черной жидкости.
Мы, конечно, не хотим ударов. Это ведь больно. Но тогда почему мы медлим и не хотим начать спасать свою душу сейчас без скорбей? На словах точнее хотим, а в жизни - "ох, это все сложно", говорим и на этом усыпляем свой дух. Христианин не должен говорить "не могу", "тяжело", но "все смогу с Божией помощью". У нас отсутствует уверенность в том, что над всеми Бог и над нами тоже. На словах мы верующие и в храм ходим, такое тоже нередко, а в душе ничего не колыхнется. Это духовный сон, который однажды прервется скорбями. Именно так Господь и разбудит нас.
О духовной цели скорбей старец Иоиль (Яннако́пулос), из г. Каламы (1901–1966) говорил:
«Испытания скорбями, которые Бог попускает человеку, имеют целью воспитать праведников на земле и вознаградить их в другой жизни. Очевидно, что скорби в нынешней жизни – это подготовка человека. Скорбь – это то, что смиряет человека, отрывает его от мирского, проявляет его характер, очищает его мысли и возвеличивает его, ибо он терпит скорбь. Когда праведный немоществует, он легче воспаряет к небу. Когда на него клевещут, он легче отрывается от людей и ищет своего Искупителя Христа. Когда его одолевает материальная нужда, он становится смиреннее и с большей теплотой молится Богу. Человек похож на бесформенный кусок мрамора, нуждающийся в резце скульптора, т.е. человек нуждается в резце Божиих скорбей».
А вот старец Евсевий (Матфо́пулос), из миссионеров (1849–1929). говорил:
«Человек должен знать, что Бог не попустит скорбей свыше его сил и даст ему большое мужество. Это знание делает его мужественным, терпеливым и великодушным, ибо влагает в его душу убеждение, что Бог, по любви попустивший скорби, непременно поможет ему избавиться от них и получить великую пользу».
Вот чего мы на самом деле боимся - пользы для души. Если произнести вслух: "я боюсь пользы для души", даже не по себе становиться. Как это? И сразу возникает вопрос: "Отчего я бегу? От любви Божией?"
Старец Иосиф, афонский исихаст (1959). советовал своим духовным чадам:
"Не бойтесь немощей, если даже страдаете до конца жизни. Ведь Бог всегда с нами, что вы волнуетесь? В Нем живем и движемся (Деян.17,23). В Его объятиях мы страдаем. Богом мы дышим, Богом мы окружены, Бога мы осязаем, Бога мы вкушаем в Таинстве. Куда ни повернемся, куда ни посмотрим, везде Бог. На небе, на земле, в безднах, в деревьях, внутри камней, в вашем уме, в вашем сердце. Итак, Он не видит, как вы страдаете и как вы терпите? Скажите Ему о своих горестях и вы увидите утешение и исцеление и тела, и души вашей".
Об отражении скорбей старец Евсевий (Матфо́пулос), из миссионеров (1849–1929) писал своим духовным братьям:
«Я знаю, что скорби и искушения вас никогда не оставляют. Хотящим угодить Богу во всем и искушения, и скорби, и трудности, и немощи, и бедность содействуют в обновлении и совершенствовании. Посему терпите и пребывайте в терпеливом ожидании помощи Божественной благодати»
Дай Бог всем крепости духи и сил!
Аминь.