Найти тему
Берега

Наводнения. Осторожно - вода! (Часть 2)

2. В вопросах защиты от наводнений у регионов должно быть больше полномочий

Мой личный немалый опыт проектирования берегозащитных сооружений, их реализации, позволяет сделать некоторые выводы для улучшения ситуации, сложившейся сфере защиты от наводнений и разрушения берегов. Основное, что нам мешает. перечислено в пункте 1.3 в Части 1 настоящей статьи.

Слишком разные в различных регионах страны реки и морские побережья, чтобы применять одни и те же нормы проектирования на них защитных мероприятий. То же касается и общих принципов проектирования: слишком разными являются объекты строительства зданий и сооружений, чтобы при менять по отношению к ним одни и те же правила проектирования, требования по составу проекта, по прохождению экспертиз. Для упрощения и, соответственно, ускорения процедуры подготовки проектов берегоукреплений и их экспертизы, в целом ускорения их реализации и повышения эффективности мероприятий целесообразно передать ряд федеральных функций и полномочий  на уровень субъектов РФ, а именно;

1) определять состав   проектной документации на берегоукрепительные и противопаводковые мероприятия и капитальное строительство таких сооружений (путем внесения изменений и дополнений в Постановление Правительства РФ от 16 февраля 2008 г. №87. (по согласованию с Минстроем РФ)

2) проводить государственную экологическую экспертизу проектов берегозащитных и противопаводковых мероприятий и проектов строительства таких сооружений на краевом уровне (по согласованию с Минприроды РФ)

3) выдавать разрешения на строительство берегозащитных сооружений, на выполнение берегоукрепительных и противопаводковых мероприятий на морях и реках независимо от наличия особо охраняемых природных территорий (ООПТ) федерального значения (по согласованию с Минстроем РФ и Минприроды РФ)

4) в целях упразднения излишних бюрократических процедур, сокращения сроков проектирования, в отношении "Рыбоводно-биологического обоснования". включая Расчет щерба рыбному хозяйству возможны такие варианты действий:

Вариант № 1. Предельно упростить процедуру подготовки РБО и в его составе Расчет ущерба рыбного хозяйства. Право подготовки данного раздела и Расчета ущерба передать проектным организациям. Экспертизу раздела и проверку расчета перепоручить органам экспертизы.

Вариант 3. Оставить все как прежде, только исключить раздел РБО из состава проектной документации на строительство ГТС ввиду того, что и подготовка данного раздела, и сам расчет компенсации ущерба рыбному хозяйству, и его согласование выполняется внутри одного ведомства - Росрыболовство. Исключение данного раздела из состава проекта и выведение за рамка выполнения проектно-изыскательских работ преследует одну лишь цель - упростить и ускорить процесс подготовки проектной документации до полугода.

Возникает вопрос: как в таком случае и когда определять размер ущерба? Ответ простой: выполнять расчет по завершении прохождения экспертиз, исходя из ТЭП строительства. Кто будет оплачивать ущерб, если цифры не будет в сметой стоимости - это детали...Государство, за счет увеличения налогов и сборов с подрядных организаций, выполняющих строительство ГТС.

3. Комплекс организационно-правовых мер по созданию эффективной системы по предупреждению наводнений и размыва берегов

Предлагается реализовать системный подход для максимального снижения риска наводнений и размывов берегов, а также  минимизация размера ущерба от них на территории Краснодарского края. Предполагается  система мер, ее отработка и оптимизация, а также распространение накопленного краевого опыта на другие регионы Российской Федерации.

Системный подход к решению проблемы наводнений и защиты берегов на территории Краснодарского края включает:

3.1. Нормативно-правовые мероприятия

- Разработка и принятие краевого закона «О защите населения и территорий Краснодарского края от негативного воздействия вод»

- Введение в правовой оборот такого опасного проявления негативного воздействия  вод, как размыв берегов, установление потенциально опасных зон проявления размыва берегов.

- Подготовка и утверждение Территориальных норм противопаводкового регулирования рек Южного склона Кавказского хребта на территории Краснодарского края.

- Разработка программ математического моделирования волновых процессов при проектировании пляжей.

- Разработка норм проектирования морских искусственных  пляжей на территории Краснодарского края

- Совершенствование норм проектирования берегоукрепительных сооружений с учётом перспективного повышения уровня мирового океана.

3.2. Организационно-структурные мероприятия

Предполагается создание Уполномоченного краевого органа Краснодарского края по защите населения и территорий от негативного воздействия вод (НВВ)

Наиболее рациональным является наделение Министерства строительства Краснодарского края функциями Уполномоченного органа по инженерной защите территорий от НВВ с передачей ему части  функций   от Министерства природных ресурсов Краснодарского края и Министерства ГО и ЧС Краснодарского края.

Для реализации функций Уполномоченного органа в его составе:

Вариант 1. Создание нового бюджетного учреждения - государственного заказчика всего комплекса работ по инженерной защите территорий от наводнений и разрушения берегов.

Вариант 2. Переподчинение ГБУ "Управление по эксплуатации и капитальному строительству гидротехнических сооружений Краснодарского края" Министерству строительства Краснодарского края. Приведение Устава ГБУ КК в соответствие с законодательством Российской Федерации и  Краснодарского края в части коммерческой деятельности, в том числе по выполнению работ по проектированию расчистки рек, как противоречащей антимонопольному законодательству.

3.3. Инженерно-технические мероприятия

- разработка и внедрение проектов магистральных городских и поселковых систем ливневой канализации

- разработка технологии производства водопропускающих дорожных покрытий.

- создание краевой лабораторно-экспериментальной базы по моделированию волновых и русловых процессов

4. Мероприятия по передаче на накопленного опыта в другие регионы Российской Федерации.