Очень воодушевляющий момент в истории Великой Отечественной войны — это сплочённость людей. Граждане СССР объединялись не только в борьбе с войсками вермахта, но и все вместе восстанавливали разрушенные фашистами территории, работали в тылу.
«В современной Великой отечественной войне впервые в истории войн была в полной мере применена государственная система санитарных и противоэпидемических мероприятий, опирающаяся на активную поддержку самого населения»
Вебер Л.Г. Организация санитарно-противоэпидемической работы в освобождённых от оккупации районах. Гигиена и санитария. 1944. №7 — 8.
Санитарный актив
В предыдущей статье я рассказывала о санитарно-эпидемиологических отрядах (СЭО), которые ликвидировали вспышки сыпного тифа и других инфекционных заболеваний на освобождённых территориях. Причём это были не военные организации в рядах Красной Армии, а отряды из гражданского населения.
Существовал так называемый санитарный актив. В него входили санитарные инспекторы, санитарные посты. Общественный санитарный актив помогал СЭО в выявлении и госпитализации больных.
Например, в освобождённых городах Белоруссии работали 20 санитарных инспекторов в Мозыре, 24 — в Наровле, 7 — в Турове, а в Лоевском районе был создан санитарный актив из 77 человек. Благодаря их работе за несколько 2 — 6 месяцев заболеваемость в этих регионах снизилась до единичных случаев.
«Могучим средством стимулирования работы санитарного актива — общественных санитарных инспекторов и санитарных постов — является испытанный в практике социалистического строительства метод социалистического соревнования»
«Очистка домов, дворов, кварталов, населённых мест, обеспечение доброкачественной питьевой водой, чистота мест продажи пищевых продуктов, столовых, бесперебойная работа бань и прачечных, борьба за санитарию детских учреждений (школ, детских садов, яслей и т. д.), - всё это может служить предметом социалистического соревнования при самом активном участии санитарного актива»
Семашко Н.А. От санитарного просвещения к санитарно-просветительской пропаганде и агитации.
К санитарной работе привлекали оставшихся врачей всех специальностей. Например, в Московской области в работу включили гистологов. Но даже на краткосрочные курсы по гигиене и эпидемиологии не хватало времени. Издавали санитарно-эпидемиологическую литературу. Например. Московское гигиеническое общество собрало литературу для врачей, работающих в освобождённых районах. Оно снабжало их лабораторным имуществом, организовывало консультации и выезды в районы.
«… в подготовленных санитарных врачах, как известно, мы всегда испытывали недостаток»
Я вам больше скажу: хороших санитарных врачей всегда не хватает. Наверное, в любой области хороших специалистов не так много.
«… санитарный врач — естественный организатор здравоохранения. Вся тяжесть заботы об охране здоровья населения легла прежде всего на плечи санитарных работников»
Семашко Н.А. О санитарной работе в освобождённых от оккупации областях. Гигиена и санитария. 1942. №8 — 9.
Очистка территории
На освобождённых территориях проводились месячники, декадники и воскресники по очистке. В них участвовали медицинские работники, санитарный актив и всё население. Например, в Туле на декадник вышли более 60 000 человек.
«Необходимо отметить активность самого населения в деле очистки территории, дворов, усадеб, улиц и площадей. В большинстве районов были организованы «недели очистки» и воскресники… К 1 мая очистка территории населённых пунктов была закончена во всех районах Московской области»
Шухмак М.Е. Санитарная и противоэпидемическая работа в освобождённых от оккупантов районах Московской области. Гигиена и санитария. 1942. №5 — 6.
Развёртывание инфекционных стационаров и изоляторов
Для того, чтобы справиться со вспышкой инфекции, нужно вовремя выявлять и госпитализировать больных. Поэтому старались как можно быстрее развернуть изоляторы и инфекционные стационары.
В Московской и Калининской областях заразные больные изолировались во временно приспособленные помещения — крестьянские избы. Тут же производились дезинфекция и дезинсекция. Вместо дезинсекционных камер строили земляные вошебойки, но о них чуть позже.
В 100 обследованных населённых пунктах Белоруссии работало 27 изоляторов на 519 коек, из них только в Хайникском районе было 14 изоляторов на 254 койки.
Восстанавливали медицинские учреждения. За 2 года на освобождённых территориях РСФСР восстановили 2668 медико-санитарных учреждений, больниц, яслей, поликлиник, консультаций. Теперь в этих областях количество мест для инфекционных больных было даже больше, чем на 1 января 1941 года.
Борьба с сыпным тифом в тылу на примере Куйбышева
Поначалу в Куйбышеве и области обстановка по сыпному тифу была напряжённая. А ведь Куйбышев считался «запасной» столицей. После начала войны он стал крупнейшим промышленным центром страны.
В 1941 — 1942 годах лишь в 67 — 73% случаев больных сыпным тифом выявляли и изолировали в течение первых 4 суток болезни. Не хватало медицинских работников, было трудно поставить диагноз (многие инфекционные заболевания поначалу похожи на простуду и грипп), были проблемы с транспортировкой больных. Люди отказывались покидать дом, но потом госпитализация стала принудительной с привлечением милиции и прокуратуры.
В 1941 — 1942 годах в Куйбышеве были развёрнуты дополнительные инфекционные койки в школе №81 города (300 коек), на заводах Безымянки (100 коек), в Чапаевске (75 коек). Для приёма инфекционных больных подготовили несколько терапевтических отделений.
К общежитиям и баракам были прикреплены 204 медработника для наблюдения за их санитарным состоянием и выявлением инфекционных больных. С этой целью организовали санитарный актив из 500 санинспекторов и общественный актив из 1089 человек.
В 1942 году в области для инфекционных больных развёрнуто 1655 коек.
В 1943 году добились почти стопроцентной госпитализации и установления диагноза на первые сутки. Благодаря этому вспышки сыпного тифа были локализованы. В 1944 году госпитализировали всех лихорадящих больных. Например, с температурой госпитализировали 4091 больного, из них 593 оказались больны сыпным тифом.
В 1944 году в сельских районах развернули 496 дополнительных изоляционных коек при 206 врачебных участках и фельдшерских пунктах.
Всего за период Великой Отечественной войны в Куйбышевской области были развёрнуты 2 городские инфекционные больницы, 32 инфекционных отделения в сёлах, 24 санитарно-эпидемиологические станции (8 в городах и 16 в сёлах).
Постройка бань и дезинсекционных камер
Ещё одна важнейшая мера борьбы с сыпным тифом — личная гигиена и уничтожение вшей. В Московской области райгоссанинспекторы и выезжающие эпидемиологические бригады брали на учёт все имеющиеся бани, прачечные и санпропускники. В некоторых районах Московской области индивидуальные бани использовали как общественные колхозные.
Дезинсекционных камер для уничтожения вшей не хватало, поэтому их строили сами жители. Работают они по одному принципу. Внутрь камеры помещают заражённые вшами или подозрительные вещи, прогревают воздух до 100°С, а через 30 минут обработка заканчивается.
Было несколько видов камер-землянок, но устроены они были по одному плану. В земле рыли котлован, укрепляли его стены. Внутри камеры строили печь и воздуховоды, дымоходы и отверстия для вентиляции. К камере подводили градусник для контроля температуры. Рядом с печью помещали одежду, постельное бельё и другие вещи.
Камера-землянка Смирнова. Обрабатывает 30 комплектов одежды или 120 кип вещей. Под такую камеру-землянку можно было приспособить погреб.
Можно было построить "полевой" вариант камеры Розанова, которая раньше производилась серийно. Она обрабатывала 10 комплектов одежды или 60 килограмм вещей.
Камера Гуськова могла быть установлена в бане, прачечной или санпропускнике.
Также дезинсекцию вещей можно было проводить в русских печах.
Если не хватало мыла, а такое было часто, использовали щёлок - древесную золу.
«Обыватели часто жалуются на недостаток мыла. Но ведь можно обезвшивливать и стирать бельё, применяя щелок!»
Семашко Н.А. От санитарного просвещения к санитарно-просветительской пропаганде и агитации.
Итоги
За плохую работу и халатное отношение к делу наказывали. Например, со своих должностей были сняты председатель Орехово-Зуевского исполкома, заведующий горздравом и госсанинспекцией (ГСИ).
Сплочённость советских людей в противостоянии врагу восхищает.
«… энтузиазм населения в наведении санитарного порядка был так велик, что некоторые из уцелевших от оккупантов населённых пунктов силами самого населения были приведены в лучшее санитарное состояние, чем до войны, а количество больных в этих районах скоро стало даже меньше, чем в районах, не испытавших оккупации»
Семашко Н.А. О санитарной работе в освобождённых от оккупации областях. Гигиена и санитария. 1942. №8 — 9.
Такое прошлое даёт уверенность: что бы ни случилось — мы выстоим.
#великая отечественная война #ссср #история ссср #история медицины #студенту медику #студенту биологу