Ведущий Исследовательской программы Илья Сезёмин, созерцая пруд с ряской и утками, задумчиво сообщает, что уточкам достаточно самого пруда, а вот тем кто задается вопросами об окружающем мире, этого совершенно недостаточно.
Почему ряска в пруду не тонет? Можно ли, если что, помыться в воде из пруда? Или как птица не падает с дерева, когда спит?..
Мы поговорили с Ильей пятничным вечером, и вопросов по итогам разговора появилось ещё больше – тех, которые безумно захотелось решить за пять дней завершающей каникулярной смены в Лёрнити.
Чтобы заняться исследованиями, не обязательно даже и выходить из четырёх стен, но давайте всё-таки посмотрим, что нас окружает. Выйдем за порог пространства Лёрнити и посмотрим, к примеру на летящие облака.
Можем ли мы понять, как влияет на них ветер и солнце. Затем зададимся вопросом «как облака влияют на меня: хочу ли я спать или полон бодрости и прыгаю?» и далее – «летают ли птицы при такой облачности высоко или низко?».
Взаимосвязь всего со всем очень интересна, стоит только потянуть за ниточку. Выбирайте наиболее интересное вам и решайте, какие эксперименты, наблюдения или измерения вы будете проводить.
Если с самого начала хотите ориентироваться, что же все-таки можно делать, мы можем дать задание. Выполняя его, можно призвать ведущего на помощь или сделать по-своему, а потом вместе посмотреть что получилось.
Рядом есть прудик. Давайте определим его глубину, зачерпнём из него воду и посмотрим, насколько она мутная, сравним её с обычной водопроводной. Возможно, мы узнаем, что ещё можно сказать про эту воду, кроме того, что не пить.
С водой мы точно проведём несколько экспериментов и изучим её свойства. Вода – это удивительное вещество, потому что она везде присутствует, и мы посмотрим, как она ведёт себя в разных агрегатных состояниях. Сделаем гигрометр, чтобы определять влажность воздуха. Попробуем «сделать» облака, чтобы посмотреть, как они вообще образуются. Посмотрим, что происходит со льдом.
Отдельно хотелось бы устроить час полетов. Вы знаете, что в природе летает, как парашют или вертолёт, или воздушный змей? Если вы не умеете мастерить из бумаги летающие устройства, то и научитесь, и узнаете, как они отражают способность множества живых существ к полётам.
Ведь в природе существуют все виды движения: так, личинка стрекозы движется на реактивной струе, белка-летяга планирует, крылатка клёна или ясеня – это настоящий вертолёт.
Мы ждём на смене и тех, кто уже пробовал исследовать, и тех, кто придёт в первый раз. За пять дней можно сделать исследование, которое будет иметь практический, прикладной, смысл: я не был в лесу – теперь побывал и знаю, чего ожидать от него; я боялся – теперь не боюсь.
Нам важен не только результат, но и процесс. В процессе познания ты получаешь знания о ранее неизвестном. Даже если исследование не закончится великим открытием, точно станет основой или частью бесценного жизненного опыта.
Всего лишь не бойтесь выйти за рамки заданного.
- 15-19 августа
- 9-13 лет