Найти тему
А101 Лёрнити

Облака, вода и полёты на Исследовательской смене в Лёрнити

Ведущий Исследовательской программы Илья Сезёмин, созерцая пруд с ряской и утками, задумчиво сообщает, что уточкам достаточно самого пруда, а вот тем кто задается вопросами об окружающем мире, этого совершенно недостаточно.

Почему ряска в пруду не тонет? Можно ли, если что, помыться в воде из пруда? Или как птица не падает с дерева, когда спит?..

Мы поговорили с Ильей пятничным вечером, и вопросов по итогам разговора появилось ещё больше – тех, которые безумно захотелось решить за пять дней завершающей каникулярной смены в Лёрнити.

Чтобы заняться исследованиями, не обязательно даже и выходить из четырёх стен, но давайте всё-таки посмотрим, что нас окружает. Выйдем за порог пространства Лёрнити и посмотрим, к примеру на летящие облака.

Можем ли мы понять, как влияет на них ветер и солнце. Затем зададимся вопросом «как облака влияют на меня: хочу ли я спать или полон бодрости и прыгаю?» и далее – «летают ли птицы при такой облачности высоко или низко?».

Взаимосвязь всего со всем очень интересна, стоит только потянуть за ниточку. Выбирайте наиболее интересное вам и решайте, какие эксперименты, наблюдения или измерения вы будете проводить.

-2

Если с самого начала хотите ориентироваться, что же все-таки можно делать, мы можем дать задание. Выполняя его, можно призвать ведущего на помощь или сделать по-своему, а потом вместе посмотреть что получилось.

Рядом есть прудик. Давайте определим его глубину, зачерпнём из него воду и посмотрим, насколько она мутная, сравним её с обычной водопроводной. Возможно, мы узнаем, что ещё можно сказать про эту воду, кроме того, что не пить.

С водой мы точно проведём несколько экспериментов и изучим её свойства. Вода – это удивительное вещество, потому что она везде присутствует, и мы посмотрим, как она ведёт себя в разных агрегатных состояниях. Сделаем гигрометр, чтобы определять влажность воздуха. Попробуем «сделать» облака, чтобы посмотреть, как они вообще образуются. Посмотрим, что происходит со льдом.

-3

Отдельно хотелось бы устроить час полетов. Вы знаете, что в природе летает, как парашют или вертолёт, или воздушный змей? Если вы не умеете мастерить из бумаги летающие устройства, то и научитесь, и узнаете, как они отражают способность множества живых существ к полётам.

Ведь в природе существуют все виды движения: так, личинка стрекозы движется на реактивной струе, белка-летяга планирует, крылатка клёна или ясеня – это настоящий вертолёт.

Photo by Niclas Dehmel on Unsplash
Photo by Niclas Dehmel on Unsplash

Мы ждём на смене и тех, кто уже пробовал исследовать, и тех, кто придёт в первый раз. За пять дней можно сделать исследование, которое будет иметь практический, прикладной, смысл: я не был в лесу – теперь побывал и знаю, чего ожидать от него; я боялся – теперь не боюсь.

Нам важен не только результат, но и процесс. В процессе познания ты получаешь знания о ранее неизвестном. Даже если исследование не закончится великим открытием, точно станет основой или частью бесценного жизненного опыта.

Всего лишь не бойтесь выйти за рамки заданного.