Самолетный суверенитет
В 2014 году Россия и Китай начали реализацию проекта создания широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета CR929. Лайнер разрабатывается совместным предприятием Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) и базирующейся в Шанхае компанией CRAIC. Его первый полет запланирован на 2023 год.
Но проект стоимостью $50 млрд, предполагающий появление конкурента Boeing и Airbus, оказался на грани полного провала.
Споры между странами в различных вопросах начались еще в 2020 году. Тогда Россия отказалась передавать Китаю ключевые технологии и настаивала на использовании в качестве силовой установки двигателя ПД-35. Но, несмотря на конфликты, работы продолжались, инженеры приходили к компромиссам.
Сейчас же, с учетом множества наложенных на Россию санкций, перспективы дальнейшего развития проекта неясны. Китай отказывается от российских технологий, хочет пригласить западных производителей (в частности, использовать их тележки шасси вместо небезопасных российских), а также привлечь Rolls-Royce и GE к разработке двигателя. Плюс заявил, что не намерен делить с Россией прибыль на ключевом китайском рынке.
Все это российскую сторону не устраивает. К тому же она сама не укладывается в план по работе над планером из-за нехватки финансирования. Значительное сокращение участия России в совместном проекте подтвердил и вице-премьер Юрий Борисов.
К концу 2022 года РФ вовсе может прекратить участие в разработке и переключиться на разработку двигателя ПД-35 и ремоторизацию под два двигателя самолета Ил-96-400, пишет издание «Авиация России».