Не очень часто на этом канале мы обращаемся к анимации, но порой поводы возникают настолько важные, что игнорировать их преступно. Например, 8 августа исполняется 80 лет со дня лондонской премьеры полнометражного фильма Уолта Диснея "Бэмби", возможно, самой влиятельной рисованной картины первой половины прошлого века, установившей стандарты мультипликации по всей планете на долгие годы вперед. В честь юбилея хочется каким-то образом осветить классику, но стандартные подходы к праздникам не в стиле Киноведа в штатском – мы попробуем посмотреть на зверушек под необычным углом.
ДАННАЯ СТАТЬЯ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНА И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНА АВТОРОМ, ВЛЮБЛЕННЫМ В КИНО И ОЦЕНИВАЮЩИМ ФИЛЬМЫ, СОДЕРЖАНИЕ, КАДРЫ И СЮЖЕТЫ КОТОРЫХ ИСПОЛЬЗОВАНЫ ВЫШЕ И НИЖЕ, ТОЛЬКО В ПРЕВОСХОДНЫХ ТОНАХ, БЕЗ ЖЕЛАНИЯ ЗАДЕТЬ, ОСКОРБИТЬ ИЛИ УНИЗИТЬ ИХ СОЗДАТЕЛЕЙ И (ИЛИ) ЗРИТЕЛЕЙ
Выход "Бэмби" на экраны окружен множеством любопытных и даже мистических деталей – начиная с премьеры в находящемся на военном положении Лондоне и заканчивая катастрофическим кассовым провалом, который сопровождал первую прокатную волну. Однако еще больше интересного зрители на протяжении всех восьми десятков лет находят внутри истории маленького олененка. Лишь формально анимационный "Бэмби" является экранизацией книги австрийского писателя Феликса Зальтена – Дисней, как и в случае с адаптациями старинных сказок, ввел в сюжет множество дополнительных линий, плоскостей, драматических арок. Вот на этот внутренний нерв я и предлагаю направить наш фокус.
Пожалуй, наиболее ярким событием картины, действительно тронувшим сердца каждого зрителя стала сцена гибели матери титульного олененка. В книге это убийство происходит чуть позже, и Бэмби успевает насладиться теплотой материнских чувств к нему, но Уолт Дисней оказался человеком черствым к детским переживаниям, и выстроил акценты картины таким образом, что на драматической сцене охоты сошлись все визуальные, стилистические и эстетические линии. Смерть оказалась в самом центре истории, к ней незаметно всё шло, она изменила мировоззрение героя, от нее отталкивается дальнейшее формирование характера осиротевшего зверька.
Неудивительно, что кульминационный момент был впоследствии тщательно изучен критиками, искусствоведами, культурологами и преданными фанатами творчества Диснея. Сцене тяжелой утраты, показанной в "Бэмби", было посвящено множество эссе, студенты и состоявшиеся ученые изучали подоплеку, конструирование и значение этого ключевого эпизода, но постепенно этот интерес начал спадать. Новая волна внимания пришла к "Бэмби" с выходом "Короля Льва" – сразу несколько исследователей творчества Уолта Диснея и его последователей указали на то, что сюжетный шаблон с утратой главными героями своих родителей стал узнаваемой фирменной чертой полнометражной анимации Disney.
Тут можно было бы сказать – в основе существенной части фильмов Disney лежат старинные сказки, в которых сиротство "процветало" повсеместно, а значит, претензии стоит предъявлять Шарлю Перро и Гансу-Христиану Андерсону. Отчасти это замечание верно, но справедливо и то, что авторы сценариев лент студии Disney норовят лишить детей их родителей в своих картинах в девяти случаях из десяти. И даже там, где нет смертей, юные герои постоянно оказываются лишены родительской поддержки – мать Дамбо заперли в клетке, а отец Белль был сначала схвачен Чудовищем, а потом обменен на девушку так, что та не могла с ним видеться.
Так что же это за странная зацикленность на сиротстве? Почему в фильмах Disney так много героев теряют в самом нежном возрасте своих родителей. До ответа несложно догадаться самим, но я приведу слова Дона Хана, диснеевского продюсера, стоявшего у руля "Красавицы и чудовища" и "Короля Льва", который говорит о сугубо практичном подходе студии.
"Мы не садисты, но нужно понимать, что детская анимационная картина длится 80-90 минут, и у авторов нет времени на то, чтобы долго выстраивать нужную драматическую конструкцию. Потеря родителей моментально мобилизует героя, персонажи вырастают быстрее, когда рядом нет старших, им приходится ощутить весь груз ответственности, научиться принимать решения. Бэмби должен учиться выживать, Симбе приходится возглавить стаю, Белль вынуждена занять место отца – смерть разгоняет двигатель повествования до полных оборотов.
Впрочем, одним только сценарным удобством упор Уолта Диснея на сцене смерти мамы Бэмби, видимо, не ограничивается. Есть у этого погружения в драму и другой, гораздо более личный и трагический аспект. Дело в том, что незадолго до начала работы продюсера над историей взросления олененка Уолт Дисней потерял мать. Трагедия случилась в 1938 году – Флора Дисней отравилась угарным газом, наполнившим ее спальню в результате случайного открытия заслонки печного отопления. Находившийся рядом с женщиной супруг – Элиас Дисней – оказался в тяжелом состоянии в больнице. Довольно распространенный в первой половине ХХ века вид несчастных случаев, но Уолт Дисней воспринял его очень тяжело и, как говорят его близкие, до конца жизни винил себя в смерти матери.
Свою ответственность Уолт ощущал из-за того, что это именно он купил родителям тот дом, где скончалась затем его мать – прибыль от первых полнометражных фильмов Walt Disney Company позволила ее главе покупать недвижимость. Из-за того, что ремонт в новом жилище родителей был проведен не силами строительной компании, а мастерами, работавшими на студии – полиция выявила нарушения в работе системы отопления, и Уолт пожалел о том, что сэкономил на рабочих. Из-за того, что не отреагировал должным образом, когда незадолго до трагедии отец уже указывал ему на то, что заслонки плохо держат в системе наполненный отравленными продуктами горения воздух – ремонт долго откладывался.
Безусловно, корить себя за такое стечение обстоятельств – не лучший способ справиться с потерей, но хотя бы объяснимый. Другое дело, что справиться с этим чувством вины Уолт Дисней, видимо, так и не смог – а как человек если не творческий, то вписанный в мир искусства, он трансформировал потерю и свое ощущение вины за нее в сюжетные и визуальные решения картин, над которыми работал. Да, во многих сказках студии Disney смертей родителей ведущих персонажей можно было избежать, но глава компании с упорством, достойным вмешательства опытного психотерапевта, "крошил" матерей и отцов по поводу и без. И, как можно понять, именно на "Бэмби" излилась первая волна этой сублимации внутренней боли.
Тут, к слову, можно сказать – автор, тебе самому требуется психотерапевт, ты сочиняешь свои теории на пустом месте. Есть такое, не стану спорить, ведь упомянутый мной "Дамбо" использовал прием с отнятым у матери ребенком еще до смерти Флоры Дисней, а "Красавица и чудовище" или "Король Лев" вышли уже после смерти Уолта. Наверное, я действительно притягиваю удобные факты к выгодной мне конструкции, но и особенного противоречия здесь не вижу. Всех нас формируют потери и приобретения, подкашивающие удары и стойко перенесенные невзгоды, новые знакомства и болезненные расставания – а для людей искусства, пусть и сосредоточенных в большей мере на финансах, это еще и постоянный источник вдохновения.
Попробуйте посмотреть "Бэмби" глазами человека, потерявшего мать и чувствующего ответственность за ее гибель – фильм сразу обретет новые, доселе неощутимые черты. И даже если моя теория – неуклюжая выдумка, она прекрасно вписывается в выстроенную Уолтом Диснеем рисованную вселенную. Вселенную неполных семей, трагических испытаний, поисков себя и обретения смыслов существования. Возможно, без трагедии в доме родителей Уолта эта вселенная была бы совсем иной.
Вот такой вот получился юбилейный текст – совсем не поздравительный и почти не восторженный. Теперь можем двигаться дальше, у нас вышло много громких новинок, которым я непременно должен дать возможность сверкнуть на страницах канала Киноведа в штатском и в постах телеграм-канала. Заглядывайте чаще, у нас тут регулярно появляются статьи о прошлом, настоящем и будущем фильмов и сериалов. Читайте, смотрите, не болейте, берегите себя, не доверяйте зайцам, и...
Увидимся в кино!
#анимация #уолт дисней #бэмби #disney #кино