Продолжение «Пиковой Дамы. Чёрный обряд» вышло на свет в 2019 году. На этот раз в режиссёрах значится Александр Домогаров младший.
«Пиковая Дама. Чёрный обряд» – https://zen.yandex.ru/media/id/62848754a5abcc4d8ddeb94e/pikovaia-dama-chernyi-obriad-62ea160383a53539f0b8d79b
Сразу скажу, что вторая часть мне нравится куда больше, чем её предположительное начало. Почему предположительное? А потому что у фильма сменилась и атмосфера, и Дама теперь не прежняя, и знаем мы её больше, и действие переносится в Хогвартс местного значения. Значение не очень и Хогвартс глубоко бюджетный, магию в него не завезли, а вот преподавателей с причудами доставили.
Но да ладно. С начала. к сюжету.
После гибели матери девочка, про которую много не скажешь, даже если захочешь, Оля и её младший брат Артём оказываются в частной школе-пансионе, располагающейся за городом в старинном особняке. Там множество проблемных деток от которых, похоже, спешат избавиться богатенькие родители.
Оля, не теряя времени, сразу же знакомится с сюжетно важными персонажами: толстушкой Соней, её разбитной подружкой Алисой, Женей и Кириллом. И, когда видишь взаимодействие этих детишек с родителями и друг с другом, невольно становится грустно – походу, родители действительно просто забивают на них. Ярче всего это работает с Алисой, которая отчаянно пытается привлечь внимание вечно занятой матери, но это кончается аж ничем.
Оля по итогу вливается в компанию Алисы-Сони-Жени-Кирилла, а её младший брат Артём в первую же ночь, в пример своей сестре, не теряя времени даром, отправляется бродить за призраком матери по особняку. Оля же пытается бежать…
Но нет! Попытку проваливают ребята из новой компании, которые советуют бежать ей позже с машиной, что привозит по утрам продукты, а пока – тусить! И тут у меня вопрос к школе, которая показана вроде бы высокодисциплинированным заведением, а вроде бы и раздолбайство на каждом шагу – за что только родители деньги платят? Явно же недешёвый интернат!
В это время призрак заводит Артёма в ремонтируемую часть здания и исчезает за дверью, которую мальчик не может открыть. Он бежит к сестре и рассказывает, что видел маму. Но Оля даже его не слушает, а вместо этого просто собирается отвести его в его комнату. Ребята соглашаются показать ей комнату мальчиков-первоклашек и идут с ними, но по пути Артём вырывается и бежит к той двери, за которую ушёл призрак. Ребята открывают эту дверь и оказываются в тёмной комнате, где явно давно никто не бывал… и снова у меня вопрос к руководству школы – ребята, а вы в курсе, что запускать школьников разного возраста в особняк, где есть лишний хлам и комнаты, в которых царит затхлость – банально тупая идея? У вас там повсюду реконструкция, пыль и чёрт знает что ещё. Я не буду говорить про возможные аллергии и астмы у детей. Которые вы, блин, провоцируете, но давайте хотя бы про безопасность? А вообще, чего я на фильм наезжаю и занудничаю?
Среди хлама они обнаруживают большое зеркало на котором кто-то когда-то нарисовал лесенку для вызова Пиковой Дамы и решают вызвать Даму...
Итак. Нет. ИТАК. Если в «Чёрном обряде» вызов Дамы (которая, похоже, и без того прекрасно там себе имеется), был натянут как сова на глобус, но кое-как оправдан, ибо не исключаем шуточек более старших детей, то здесь… то здесь минута скорбного молчания.
Они произносят нужные слова, которые, видимо, приходят к ним из космоса, и загадывают желания: Кирилл — чтобы его мачеха умерла, Соня — перестать переедать, Алиса — поцеловаться с учителем Виктором Сергеевичем, в которого влюблена, а Женя — чтобы выздоровела его бабушка. Оля же не хочет играть в эту глупую игру и уходит. Развлекаясь, ребята расшумелись, поэтому поспешно ретируются, оставляя Артёма одного перед зеркалом, в котором он видит призрак.
Хм, а в прошлый раз про исполнение желаний речь не шла! Но да ладно, чёрт с этим. Оля, скажи, пожалуйста, ты уверена, что оставлять Артёма с ребятами, с которыми ты только что познакомилась, ночью, в незнакомом тебе самой особняке – хорошая идея? Да, у вас откровенный холодок в отношениях, да, Артём сам по себе сопротивляется и тебе, и смерти матери, и его понять можно (вместо разбора и психологической помощи детей просто сплавили в интернат), но ты всё ещё уверена, что бросить его где-то это оправданно? Да, поскольку вас сплавили сюда под опеку безответственных педагогов, ответственность лежит на тебе.
Итак, Оля получает выговор перед всем классом от директрисы за ночную прогулку… выговор? Серьезно?!
Виктор Сергеевич догадывается, что она хочет сбежать и перехватывает её у самой машины, но не останавливает её, хоть и пробует переубедить. И… с точки зрения здравого смысла намерение понятно – мол, силой её не удержишь. Но ау, ты учитель! Ты несешь ответственность за девчонку, которая чёрт знает куда может деться из-за твоего раздолбайкого отношения!
Я спокойна.
Когда Оля отъезжает, то видит что Артём сходит в воду. Артёму же мерещится мама, стоящая в воде, которая зовёт его. Оля бросается к брату и приказывает ему выйти из воды, но внезапно она замечает Даму в отражении, что хватает мальчика и утягивает под воду. Оля пытается вытащить брата, но у неё ничего не получается пока ей не помогает Виктор Сергеевич. После случившегося директриса подозревает, что Оля пыталась утопить брата и не верит в её рассказ о некой даме, Артём же не подтверждает её слова.
Засранец мелкий...
И опять же, у детей, очевидно, не пройден период стресса от потери матери, и опять всем на это наплевать!
В это время Кирилл связывается по видеосвязи с отцом и видит, как тот на фоне трупа мачехи кончает с собой, пред этим извинившись перед сыном. Шокированный Кирилл устраивает во дворе потасовку, а Женя понимает, что смерть мачехи это то, что загадал Кирилл и вместе с Олей начинает исследовать легенду о Пиковой Даме.
Из сети они узнают что некогда школьный особняк принадлежал графине Оболенской, которая содержала в нём сирот и топила детей пытаясь выменять на их души жизнь своего умершего сына, но местные крестьяне узнали об этом и остановили её, однако она как-то нашла способ переселиться в зеркало и впоследствии стала известна как Пиковая Дама.
И вот здесь я пропущу ту часть, где высказываю своё мнение относительно легенды, я перейду к фамилии «Оболенская». Дело в том, что это реальный княжеский род, ветвь князей черниговских, среди которых были и военные деятели, и министры, и общественные деятели, а если говорить о женщинах, то были основательницы женской гимназии, поэтессы, публицист, переводчицы, педагоги и мученица – святая православной церкви…
Пусть претензия моя прозвучит надуманно и занудно, но ДРУГОЙ ФАМИЛИИ У ВАС НЕ НАШЛОСЬ?
Так, к сюжету.
Кирилл идёт к зеркалу и просит Даму вернуть отца, он видит призрак отца и просит прощения, но тот хватает его и пытается задушить, а после утаскивает. После исчезновения Кирилла с занятий снимают всех старшеклассников и отправляют в лес на его поиски, видимо, надеясь, что ещё пара-тройка школьников поранится в лесу или сбежит нафиг. Соне к этому времени начинают мерещиться черви в еде, а в лесу ей ещё мерещится и Кирилл, последовав за которым она попадает на заброшенное кладбище. Там на неё нападает женщина в чёрном, отражение которой она сначала видит в лужах. Прибежавшие на крик ребята уводят её, а Оля и Женя исследуют кладбище и понимают, что там похоронены убитые графиней дети и её сын. Директриса, которая приходит за ними заслышав их разговор, рассказывает, что сын графини утонул, когда пытался достать из воды свою любимую куклу.
Вы всё ещё считаете, что это хорошее место для интерната? У меня для вас плохие новости…и ещё раз – ты педагог, ты работаешь с детьми. Ты уверена, что следует подкреплять их страхи перед Дамой?!
В это время Артём протыкает кисточкой щёку однокласснику за то, что тот сказал, что его мама умерла. Оля, пришедшая с ним поговорить, замечает в его руках ту самую куклу. Она видит, как брат разговаривал с зеркалом и понимает, что призрак графини настраивает его против неё. Соня в это время пытается что-нибудь съесть, она видит Пиковую Даму, но решает противостоять ей, она достаёт из своего шкафа большую плитку шоколада и демонстративно перед зеркалом начинает её есть, но внезапно понимает, что ест не шоколад, а стекло...в «Окулусе», кстати, был такой же прикол, так что претензий у меня нет. Соню срочно госпитализируют, а Оля с Женей показывают Виктору Сергеевичу подвал, в котором ребята загадывали желания.
Виктор Сергеевич с полувзгляда понимает (офигенный специалист он и в Африке офигенный специалист!), что по стенам комнаты нарисованы символы для жертвоприношения и переноса души. вместе с ними он начинает искать резервуар с водой в котором графиня могла бы топить детей и, разобрав настеленный пол, они находят в воде тело Кирилла. Следователь, который берёт у ребят показания в их историю про Пиковую Даму не верит. И я не могу его винить за это. В данном случае было так: имелся особняк, в особняке реконструкция и резервуар, преподаватели недоглядели и подросток, из любопытства полезший по особняку, в результате несчастного случая утонул.
Следователь, зачем-то сообщив, что Соня скончалась в больнице, объявляет что школа закрыта и просит проехать директрису с ним. И мне интересно – в его ли полномочиях закрыть школу? Виктор Сергеевич, который понимает что ни Оле с братом, ни Жене пока некуда деться и приглашает их к себе (почему бы и нет?). К ним хочет присоединиться и Алиса, которая дозвонилась до матери и поняла, что та за ней не приедет, потому что не в курсе о произошедших в школе событиях. Однако Артём не желает уезжать из особняка, устроив истерику, он вырывается из рук сестры и убегает в дом. Ребята и Виктор Сергеевич бегут за ним, а Алиса остаётся в машине. Пиковая Дама нападает на Женю, сбрасывает его с лестницы, и на Алису, награждая её смертельным поцелуем в образе Виктора Сергеевича.
Оля понимает, куда именно побежал её младший брат и спешит в заброшенную комнату, но Пиковая Дама не даёт ей подойти к Артёму, раскидав Олю и Виктора Сергеевича в разные стороны. Она топит мальчика в резервуаре. Освободившись от сковывающих чар графини, Оля достаёт мальчика из воды, но уже слишком поздно. Однако она видит как чёрный призрак уводит душу мальчика в зеркало, перед которым дети загадывали желания. В гневе Оля пытается разбить злосчастное зеркало, но её останавливает Женя, который побывал в зазеркалье и понял, что лесенка-символ ведёт именно туда. Он предлагает ей пойти туда за братом, и Оля просит его утопить её на 7 минут. Нова надо полуумереть, да?!
В Зазеркалье Оля встречает Кирилла, Соню и Алису, а брата находит в машине, в которой погибла их мама. Объяснившись с братом, она уговаривает его вернуться. А в это время Женя пытается не дать Виктору Сергеевичу откачать Олю, так как Пиковая Дама не просто отпустила его, чтобы он привёл к ней Олю, но и пообещала, что выполнит его желание и бабушка не умрёт, если он убьет Олю. Однако Виктору Сергеевичу удаётся убедить Женю, что нечистая сила всегда врёт и заставляет отказаться от желания. Виктор Сергеевич пытается вернуть к жизни Олю, но внезапно в себя приходит Артём. Он тут же кидается на помощь к Оле. И вот Оля оживает и тут же приказывает разбить зеркало, что Женя и делает.
Оля, и Женя, и Артём спешат покинуть особняк. Только Оля ненадолго останавливается, чтобы посмотреть в одно из зеркал. Там, по ту сторону реальности, в зазеркалье, бессильно бьётся в стекло настоящая Оля.
Итак, если проигнорировать сюжетные натягивания и откровенные бредни, я могу сказать, что фильм стал лучше. он не стыкуется с предыдущим, но он стал лучше. теперь у нас есть возможность проследить ответвления сюжета, другие сюжетные арки. Среди всех мне очень нравится, какой путь проходят Оля и Артём – если убрать всю эту мистическую и зачем-то пугающую мишуру, они примиряются после гибели матери. Это, может быть, избито, но это трогательно. Оля жертвует собой и в итоге…и в итоге момент, когда мы видим настоящую Олю – цепляет. Она готова бороться за брата, вот только он уходит довольный, уходит с опасным существом.
Да, фильм бодрее и внятнее, но в нём еще есть проблемы с логикой. Но мне нравится, что здесь попытались раскрыть историю графини с другой стороны, попытались показать и других героев… словом, этот фильм не стыдно смотреть, если не думать о том, что именно ты смотришь. Всё ещё хватает моментов, когда тебе стыдновато за происходящее и за шаблоны, и моментов вроде поедания стекла, прорисованных как-то натуралистично и мерзковато – но это я фиалка нежная. Абсурден момент, когда ребята вызывают Даму, хотя, она и так там шлялась, кажись. Вдруг загадывают желания. И вдруг узнают именно ту историю… но это клише для низкосюжетных ужастиков, так что тут я только развожу руками.
Я не скажу, что этот фильм шедевр, нет, боже, упаси. Его интересно глянуть, в нём можно полюбоваться на природу и особняк, можно пару раз вздрогнуть и понаблюдать за парой моментов, но на это всё… на этом всё. далеко уехать не удалось, но само появление и развитие жанра меня радует.