Найти в Дзене

Что такое когнитивная неподвижность?

Если вы переехали из одной страны в другую, возможно, вы что-то оставили после себя — отношения, дом, чувство безопасности или принадлежности. Из-за этого вы будете постоянно воссоздавать в уме сцены, запахи, звуки и образы из этих мест, что иногда вызывает стресс и тревогу.

Это все является частью когнитивной неподвижности, которую описал профессор Олумба Эзенва из университета Роял Холлоуэй в своей новой исследовательской статье, опубликованной в журнале «Культура и психология». В работе применялась автоэтнография — метод, в котором автор также является объектом исследования. Исследование было частично основано на чувствах профессора, мыслях и опыте, когда он жил в Великобритании и Германии, вдали от дома предков (земля народа игбо в Африке).

Когнитивная неподвижность — это стрессовая умственная ловушка, которая приводит к сознательному или бессознательному усилию воссоздать прошлые инциденты в одном или нескольких местах, в которых человек жил или посещал их в прошлом. Поступая таким образом, мы надеемся вернуть то, что пропало или оставлено. Когда люди не могут находиться в родных местах из-за не зависящих от них обстоятельств, таких как семья или рабочие обязанности, их тело физически перемещается в новый мир, а разум остается в ловушке в предыдущем месте.

Таких людей можно охарактеризовать как когнитивно иммобилизованных. В течение этого периода они обычно ищут утешения в воссоздании событий или физическом возвращении на покинутую родину.

Это чувство похоже на тоску по дому, но на самом деле все иначе. Это когнитивный механизм, который работает с нашим вниманием и памятью, чтобы мысленно заманить в ловушку прошлого.

Сознательная память (состоящая из семантических и эпизодических воспоминаний) позволяет помнить не только о том, что произошло в прошлом, но и о базовых знаниях об окружающих нас вещах. В частности, эпизодическая память помогает вспомнить или реконструировать события, которые мы пережили, или события, которые могли случиться в прошлом, но так и не произошли.

Действительно, исследования показывают, что воспроизведение воспоминаний — процесс воображения. Мы часто воссоздаем события неточно и под влиянием нынешних убеждений и эмоционального состояния. Это может сделать наше прошлое лучше, чем оно было.

Разум в ловушке

Этот опыт может быть обыденным для людей, которые мигрируют. В не связанном с этим исследовании сирийских студентов, бежавших в Турцию, один из них заявил: «Я все еще нахожусь в Сирии. Моя душа там. У меня всегда есть воспоминания о моих мертвых двоюродных братьях. Это влияет на мое привыкание к этому месту. Те дни никогда не вернутся». Другой сирийский студент сказал: «Я оставил свою родину, свой народ, своих родственников, все в Сирии. Физически я здесь, но духовно там». Оба явно страдают когнитивной неподвижностью.

Из-за нее люди, которые переехали, постоянно стремятся посетить свои старые дома. Но когнитивная неподвижность по-прежнему действует: когда они возвращаются в прежнее место, они сразу же жаждут уехать на свою новую родину. Поэтому, согласно исследованию Олумба Эзенва, человек, который мигрировал, может иметь «разум бездомного», переживая ситуацию, когда ни один из его домов не является настоящим или тем самым; даже прежний дом — дом предков — утратил свои отличительные черты и очарование в реальном мире.

Очень легко понять, почему так происходит. В конечном счете, нет места без человека и нет человека без места. Следовательно, на то, кто мы есть, сильно влияют места, в которых мы живем и где хотим быть в настоящем и будущем.

Последствия могут быть серьезными. Например, это способно привести к проблемам с интеграцией в новое место и приобретением друзей, что потенциально делает нас еще более запертыми в прошлом, поскольку нет привлекательного настоящего, которое могло бы нас отвлечь. Увязка в прошлом помешает думать о будущем, что откликнется последствиями для личного благополучия: необходимо сосредоточиться на прошлом и настоящем, а также думать о будущем, чтобы чувствовать себя хорошо.

Что с этим делать

Согласно исследованиям профессора Олумбы Эзенвы, существует три стадии когнитивной неподвижности. Первая влечет за собой осознание стресса и беспокойства, вызванных изменениями в жизни, где ум пойман в ловушку. На этом этапе большинство людей, которые переехали, испытывают неопределенность, что препятствует их усилиям во многих аспектах жизни — приобретение новых навыков, таких как знание языка и новые знакомства.

Вторая стадия включает преднамеренные усилия вернуть потерянный или брошенный объект, что влечет за собой большее напряжение, чем на первом этапе. Здесь человек может заниматься такими видами деятельности, как путешествие на землю своих предков, восстановление воспоминаний и чтение информации, новостей о потерянном месте. Конечно, физические посещения родины способны облегчить стресс, но это может быть временным решением.

Последняя стадия состоит из преднамеренных усилий по сохранению ценностей и поиску целей, которые облегчат потерю. Этот подход заключается в использовании артефактов, символизирующих потерянный дом, таких как объекты искусства. Мигранты также могут воссоздавать воспоминания, заводя знакомства с людьми, которые приехали из того же места или исповедуют ту же религию. На самом деле это один из способов уменьшить тревогу.

Очевидно, что на данный момент идеального лекарства от когнитивной неподвижности не существует. Но психология предлагает некоторые решения, которые, возможно, окажутся полезными, хотя их еще предстоит исследовать в контексте неподвижности.

Существуют психологические вмешательства, которые способны помочь сбалансировать внимание к прошлому, настоящему и будущему. Чтобы не застрять в прошлом и сосредоточиться на настоящем, мы можем каждый день записывать то, за что мы благодарны. А чтобы лучше сфокусироваться на будущем, мы в силах представить себя и обстоятельства через пять лет — такой способ сработал для многих людей во время карантина.