Внутренние эмпиреи одного из главных художников музыки
То, что открывается нашему взору на этом… Нет, альбомом назвать, конечно же, нельзя.
Представьте, что вы пошли на выставку крупного представителя современной школы живописи. Уже на подступах к основной экспозиции, где-то между входом в музей и началом осмотра есть небольшой коридор, увешанный зарисовками, черновиками и набросками мастера. Вот тут вы сейчас и находитесь.
Метаморфозы и лабиринты Ника Кейва. От угара и вакханалии The Birthday Party к первобытной дикости и животности The Bad Seeds, постепенно обрастающим плотью и кровью больших и малых форм арт-рока безбрежного диапазона возможностей. Грязь, секс и чудовищные фантазии, извивающиеся в чреве побочного проекта Grinderman. И бесконечный разговор с Богом. Особенно – в последнее время. Особенно – в связи с потерей двух сыновей в 2015 и в 2022.
В течение одной карантинной недели Ник каждый день размышлял на темы веры, скорби, хвалы и пути к Создателю. Так появились семь псалмов. Короткие тексты, уже лишь произносимые под пространные аранжировки Кейва и его давнего творческого партнёра Уоррена Эллиса, звучат как лёгкие хлопки крыльев голубей, летающих под сводами старого храма.
Перед нами – религиозная поэзия под музыкальное сопровождение.
Я создатель тумана, пробирающийся сквозь толпу
Облако резни повсюду, где я брожу.
Хрустальное пианино играет пустынную песню
Помилуй меня, Господи, и верни меня домой.
(Have Mercy On Me)
У меня в карманах мало что есть, кроме моих молитв.
(I Have Wandered All My Unending Days)
Такие вещи никогда не должны происходить, но они происходят
Рядом с маленькой коробкой, мать плачет
Ласточка стремится построить свое гнездо новое
Дуб поднимает свои ветви к глазам
(Such Things Should Never Happen)
Глубина зовет к глубине, серебряные воды текут
Петляя по садам, влажным от росы
Глубокий взывает к глубокому, мне больше некуда идти.
Но к тебе, Господи, затаив дыхание, но к тебе
(I Come Alone And To You)
И, в отличие от грандиозных заявлений, сделанных Кейвом ранее, «Семь псалмов» – это сознательно второстепенное произведение. Тут, конечно, присутствует один длинный инструментал, но и он, по сути, представляет собой попурри из предыдущих фон-треков. Хотя, конечно же, это произведение более открыто для интерпретации, передавая ощущение освобождения и разлитого в небесах глубокого смысла.
Давно уже можно констатировать постепенное и неуклонное движение музыканта к более открытым песенным формам; к более расплывчатым образам и повествованию, похожему на сон; мягким аранжировкам, погружающим и подчиняющим весь строй глубокому эмбиенту; откровенности, поднимающей вопросы любви и смерти. Всё меньше рок-н-ролла, всё больше веры и религиозности.
Но Ник Кейв может себе позволить любое ответвление от привычного пути. В конечном счёте, если вы являетесь поклонником этой личности-глыбы, то можете с равным успехом находить в его творчестве любые интересующие направления. От похоти, разврата, монстров и кровопролития до священного откровения, любви, нежности и вселенского сострадания. Эта религия вмещает всё.
Оценка: без оценки
Источник изображений: www.discogs.com