Этот советский сериал я помню с детства: когда его показывали по тв, моя мама восхищалась красавцем Игорем Костолевским в главной роли и сокрушалась по поводу судьбы его героя в этом фильме.
Много лет спустя я проездом оказалась в селе Купанское под Переславлем-Залесским, которое мне настолько приглянулось, что я погуглила и узнала, что здесь снимался фильм "И это всё о нем". Я тут же решила посмотреть его. Почти 7 часов этого кино не сказать, что пролетели незаметно: просмотр растянулся на несколько дней, иногда я заставляла себя смотреть, в определённый момент фильм захватил меня полностью, но потом снова отпустило😅
Ну что поделать, производственная драма с идеологическим уклоном, даже под видом детектива, воспринимается тяжко. Но что-то в нём есть!
В основе сценария - одноимённый роман Виля Липатова. Это писатель и сценарист более всего был известен кинотрилогией о деревенском участковом Анискине. "И это всё о нём" тоже о милиционере - капитане Прохорове, которого играет Евгений Леонов. Его роль, точнее, игра - единственное, что безусловно понравилось мне в этом фильме. Леонов блистателен - этакий хитрый мужичок, умеющий притвориться простачком или ввернуть в разговор что-то об экзистенциализме, Гёте, "1001 ночи" (название "И это всё о нём" заимствовано как раз из сказок Шахерезады), а потом вывести любого собеседника на чистую воду.
Про другого представителя закона Липатов в романе написал (каюсь, прочла страниц 10 текста и осталась в приятном удивлении от него): "Пилипенко был милиционером и только милиционером; он и зачат был как милиционер, и сосал из груди матери милицейское молоко". Каково, а? Ироничность автора и его героя Леонов с его хитрыми и добрыми глазами (и иногда интонациями Винни Пуха) передал прекрасно.
Так вот, о сюжете: при неизвестных обстоятельствах в сибирском лесном посёлке погиб комсомольский вожак и вообще отличный парень Женя Столетов. Капитан Прохоров расследует дело, чтобы понять, что это было: несчастный случай, самоубийство, убийство?
Фильм полон флешбеков: образ Столетова (Костолевский) шаг за шагом воссоздаётся, благодаря свидетельствам людей, знавших его. Мы узнаем необычные детали: его настольной книгой были рассказы Исаака Бабеля, он коллекционировал фото негров после того, как в детстве прочел "Хижину дяди Тома", назвал свой трактор Степанидой, подарил своей девушке 50 воздушных шариков (в одной из сцен эти шарики неожиданно появляются в руках деревенских жителей - и это смотрится реально смешно и необычно) и прочее.
Что с ним случилось, я вам не буду говорить, чтоб не ломать детективную интригу - посмотрите сами или почитайте роман (возможно, это даже лучше). А за сюжетом о Женьке Столетове слышится сожаление авторов о том, что молодые люди 1970-х - совсем не те, что были в начале советской эпохи. Они "омещанились", думают о достатке, карьере, сытой жизни, а не о революции, правде и борьбе. А Столетов как раз был, будто из 1920-х - это несколько раз повторяется в фильме и подчёркивается отсылками к той эпохе, вроде песни о гражданской войне "Там вдали, за рекой зажигались огни". Гибли люди за идею, а теперь что? Даже главный принцип социализма "кто не работает, тот не ест" нарушается!
Сейчас всё это звучит дико, но цитаты из фильма, а точнее, романа, можно было просто высекать на скрижалях советского общества. Правда, гибель Столетова как раз показывала нежизнеспособность архаичного "хомо советикус", но такие выводы зрителям 70-х делать было не положено. Поэтому их отвлекали невероятно красивыми актёрами (кроме Костолевского, в фильме сыграли Лариса Удовиченко, Эммануил Виторган, Людмила Чурсина, Леонид Марков - все настолько аристократичные и утончённые и нисколько не похожи на работников леспромхоза), песнями Крылатова на стихи Евтушенко (Борис Щербаков с гитарой в кадре делает вид, что их поёт), любовной линией в форме многоугольника и опять же прекрасной игрой Леонова.
Временами в фильме появляются сцены, будто из курсовой троечника ВГИКа, ужасное качество плёнки не даёт никакого представления о красоте села Купанское в роли сибирского посёлка, дома героев имеют интерьеры, далекие от реального быта деревенских жителей, плохо сведенный звук раздражает чуть ли не с первых кадров. Но! Фильм берёт каким-то непонятным очарованием наивности, иронии и лирики, что делает его неповторимым, отдельно существующим явлением в советском кино.
#ешь_читай_смотри #советскоекино #нашекино #иэтовсеонем #вильлипатов #игорькостолевский #евгенийлеонов #эммануилвиторган #ларисаудовиченко