Найти тему
Белая Обезьяна

Про нарушения ПДД курьерами Яндекс-Еды и что им за это бывает

Текст будет достаточно большой и поделю я его на три части. Вот они.

  1. Велопатруль Яндекс-Еды
  2. Опоздания курьеров Яндекс-Еды по таймерам и "цена" этих опозданий,
  3. Опоздания по таймерам курьеров Яндекс-Доставки и роль опозданий в их работе.

Поехали.

***

Где-то месяц-полтора тому назад Яндекс-Еда запустила в Москве и Петербурге собственный велопатруль. Его цель - выявлять нарушения ПДД, которые совершаются "жёлтыми" курьерами. Кто это делает, кто фиксирует эти нарушения? Добровольцы из числа самих курьеров и делают они это за деньги.

Сколько им платят и каков механизм их работы? Это раскрыл профсоюз "Курьер" в своей недавней статье "Яндекс-Еда вербует стукачей"

Кто-то поделился с ними инсайдерской информацией из чата "патруля", там же внутри есть ссылка на правила работы патруля от самого Яндекса. Я не буду ничего пересказывать и просто оставлю здесь ссылку на эту статью, хорошо? Я действующий курьер Яндекс-Еды и не уверен, сойдёт ли мне с рук публикация такой внутренней информации.

Фактическая часть статьи интересна. Та часть, где делаются выводы и даются перспективы - не так однозначна, мы у этому вернёмся, когда будет обсуждать таймеры и опоздания.

У меня же есть ещё что сказать по поводу велопатруля.

  • Насколько мне удалось выяснить, сейчас выявленные нарушения ПДД не приводят к денежным штрафам или блокировке курьера-нарушителя. Им просто сообщают в личные сообщения о том, что они были пойманы с поличным и рекомендуют больше так не делать. Это не значит, что штрафов и банов не будет в будущем, но сейчас их нет.
  • Основаная претензия к деятельности в патрулю в том, что он поощряет "стукачество" в среде курьеров. Это первая реакция, которую я видел в курьерских чатах. А лично моей первой реакцией было "а судьи кто?" из русской классики. Кто тестировал патрульных на знание ПДД? Какими знаниями обладают те, кто выносит решения по данным патруля? Вот интересно, проезд по "зебре" на обычном самокате они классифицируют, как нарушение или нет? А как быть с тем, что любой велокурьер формально нарушает ПДД, если едет по тротуару, а не правому краю проезжей части? Меня больше это смущает в таком явлении, как велопатруль, а не пресловутое "стукачество".

***

Теперь поговорим про опоздания, которые, вроде как, подстёгивают курьеров нарушать ПДД. В той же статье профсоюза есть такие строчки:

"Вся система работы Яндекс-еды выстроена так, что курьеры просто вынуждены это делать, ставя под риск как свою безопасность, так и безопасность других. Сейчас курьеру в принципе сложно вовремя доставить заказ клиенту"

Статья была написана 27 июля, само утверждение о беспощадности таймеров давно уже повторяется профсоюзом и всегда я выступал против этого тезиса.

Третий год я работаю курьером и таймеры были для меня комфортны и когда я работал пешим курьером, и когда работал на велосипеде. Причём, именно последний год таймеры были просто безразмерными. Я, например, запросто приезжал в рестораны и к клиентам на 15-20 раньше его окончания. Я езжу быстро, но уложиться в таймер не составляло труда и девочке на самокате, которая ездит по тротуару, а в горки идёт пешком.

При этом именно вчера, 6 августа, когда я писал черновик этой статьи, по всей Яндекс-Еде таймеры очень ощутимо "подрезали" и этот факт нужно отметить. Настолько ощутимо, что иногда он даже меньше, чем на этот маршрут дают Яндекс-карты (там есть механизм построения веломаршрута, с учётом наборы высоты).

Что это - баг или фича, переборщили с таймерами или гайки специально закрутили - пока не ясно. Будем наблюдать.

Цена опоздания по таймеру для курьера ЯЕ такова:

  • в Москве и СПб 3₽/минута, но не более 70₽
  • в других городах 2₽/минута, но не более 45-55₽

Это значит, что если я опоздаю, скажем, в ресторан, на 10 минут, то у меня удержат 20₽. Но, если я опоздаю на 40 минут, то у меня удержат не 80₽, а только 55₽. То есть, эти деньги вычитают только из фиксированной платы за заказ, деньги за километраж "не трогают" и уж тем более сверху никакой штраф, пардон, корректировку, не насчитывают.

..........

-2

Ну и напоследок коснёмся Яндекс-Доставки. Выше - сообщение, которое получили на этой неделе все курьеры этого сервиса.

Напомню, что Доставка - это тариф внутри Яндекс-Такси, точнее даже два тарифа: "Курьер" и "Экспресс". Их могут подключить себе водители наряду с тарифами для перевозки пассажиров. А на тарифе "Курьер" можно работать пешком и на велосипеде, получая заказы из тех же самых магазинов и ресторанов, а также возить небольшие частные посылки, заказы интернет-магазинов и всякое такое. По-своему интересно.

Так вот, что касается опозданий в Яндекс-Доставке.

Законы, по которым назначается таймер в этом сервисе, мне неизвестны. Зачастую таймеры там менее комфортны, чем в Яндекс-Еде.

Но и никакого наказания за их нарушение раньше не было, по сути. За систематические опоздания можно было потерять баллы приоритета и, вроде как, даже ограничение доступа к заказам. Но я не знаю конкретных случаев таких санкций, видел только скриншоты предупреждений из приложения с такими "угрозами" (позже некоторые коллеги рассказали мне, что к ним их таки применяли).

Теперь же начали грозить рублём, пусть и небольшим, и здесь кроется серьёзная опасность.

Хотя, как я упомянул, в Доставке немало пеших и велокурьеров, основная масса доставщиков здесь, всё-таки, на авто. И представьте сколько ошибок может натворить водитель, желая избежать штрафа в 10 рублей? Как много форс-мажорных факторов влияет на водителей - пробки, остановка инспектором ДПС, отсутствие парковочного места.

На самом деле, конечно, ошибок наворотит и велосипедист, но, в случае с автомобилем, цена этих ошибок становится значительно выше.

А самое главное, чем я хотел бы закончить - все эти 3-, 5-, 10-минутные опоздания обычно проходят совсем незаметными для клиента, а для курьеров стоят денег и нервов. Сервисы доставки сами крадут время у клиентов, например, как в случае с мультизаказами, но об этом я уже писал.

***

Это материал из основной - но не единственной - рубрики моего канала, название рубрики - #ногами курьера Под этим тегом все мои статьи, в которых я описывал личный опыт работы курьером и сборщиков заказов в гипермаркете.

Сейчас же личный опыт почти исчерпан и в Дзен я помещаю отдельные тексты на обще-курьерскую тематику. Я дублирую их из своего телеграм-канала, который назвается так же - "Ногами курьера". Там подобная аналитика, а также мемы, приколы, смешные комментарии клиентов и прочее.

А для тех, кто больше привык пользоваться Вконтакте, есть и одноимённая группа в этой соцсети.

Спасибо за внимание!