Александр Андреевич Попов оправдывал свою фамилию, потому что был восьмым ребенком в семье попа. Родился он в селе Георгиевское Ярославской губернии в 1872 году. Как и большинство детей представителей духовенства, он окончил духовное училище, затем семинарию. Еще в семинаристом Попов увлекся живописью и в итоге не священником, а художником.
К сожалению, информации об этом художнике совсем немного. В 1872 году он поступил на отделение исторической живописи Императорской Академии художеств, где учился под руководством таких известных художников как Чистяков и Верещагин. Он успел получить поочередно все имевшиеся в АХ награды: малую серебряную, большую серебряную, малую золотую, большую золотую, дававшую право на оплачиваемую академией стажировку за границей. Столь высокой наградой была отмечена картина «Блудница перед Христом».
Надо заметить, что за пару десятилетий до этого АХ с большой золотой медалью закончил Андрей Андреевич Попов, но эти люди не являются родственниками. В 1885 году Александр Попов стал академиком АХ, а затем отправлен в Одессу. Сначала он возглавил извеситную Одесскую рисовальную школу, затем Одесское художественное училище, которое было сформировано на базе этой школы. Позже оно было переименовано в Имени Великого князя Владимира Александровича Художественного училища Одесского общества изящных искусств в честь великого князя, который долгое время помогал училищу. В 1890 году Попов также стал членом-учредителем «Товарищества южнорусских художников» (ТЮРХ). После революции попов ушел с поста директора, но писать картины продолжил до самой смерти в 1919 году. К сожалению, это немногие сохранившиеся сведения. Зато сохранились картины, которые иногда говорят о художнике больше, чем скупые факты биографии.
На мой взгляд, «В отсутствии господ» – самая интересная картина автора. Художник редко писал жанровые сцены. Название говорит само за себя. Девушка, вероятно, горничная, мужчина – буфетчик, иногда их еще называли буфетными дядьками. Такие люди были во многих богатых домах, где была возможность выделить отдельного человека, чтобы тот стал «главным по тарелочкам». Буфетчики отвечали за посуду, скатерти, сервировку, подачу блюд, выступали в качестве официантов. Если хозяин или его гости захотели перекусить вне общей трапезы (а распорядок дня у многих был устоявшимся, и ели в одно и то же время), буфетчика просили подать что-то из имеющихся блюд. Одеты они были примерно также, как официанты в ресторане, иногда к этому добавлялся передник. Среди «благородий» считалось, что еду на стол подавать должны именно мужчины, а если подает кухарка или горничная – это признак бедности (по меркам благородий, конечно же). Позже картину с похожим сюжетом написал В. Е. Маковский.
И еще несколько картин автора
Куда же без автопортрета
О личной жизни художника известно мало: был женат на Ольге Андреевне Голимбиовской, имел многодетную семью.
Считается, что на картине изображены дети художника. Игра в крокет была изначально развлечением английских аристократов, но на момент написания картины она уже не была так популярна, как раньше. Ее вытеснял теннис. На этой картине можно увидеть интересную деталь - деревья в кадках. Состоятельные владельцы домов (а позже и дач) вдали от южных широт довольно часто имели оранжереи, где могли находиться и целые фруктовые деревья. А некоторые люди держали подобные растения даже в комнатах. В теплое время года деревца выносили на улицу или на веранду, в холодное убирали назад.
Но чаще всего художник рисовал море, особенно переехав в Одессу.
#картина #живопись #искусство #художник