Экспериментальные разработки Завода имени Лихачева по сей день поражают воображение инженерной смелостью. ЗИЛ-Э167 - грандиозный шестиколесный внедорожник, обладавший рядом уникальных технических решений. Он переворачивал представления о возможностях автомобиля на пересеченной местности и в условиях тотального бездорожья, но не попал даже в мелкосерийное производство.
Отец монстра
Прежде чем рассказывать о самой машине следует отдать дань уважения его выдающемуся создателю Виталию Андреевичу Грачеву, советскому гуру внедорожной техники и лауреату двух Сталинских премий третьей степени. В течение тридцатых-сороковых годов маэстро разработал первый отечественный легковой внедорожник ГАЗ-61, прославленный армейский ГАЗ-64, а также ряд бронемашин для вооруженных сил.
К началу пятидесятых Грачев занял должность главного конструктора ЗИЛ, а с 1954-го возглавлял специальное конструкторское бюро завода. Здесь инженер, как говорится, развернулся! Одним из его невероятных творений стал монстр с индексом Э167. Кстати, знаменитый поисково-спасательный мобильный комплекс «Синяя птица» - тоже дело рук Грачева и его команды.
Разработан в кратчайшие сроки
В конце 1961 года Управление автомобильной промышленности Мосгорсовнархоза поручило специальному конструкторскому бюро (СКБ) ЗИЛ создать колесный вездеход. На проектирование отводился год, но по факту процесс занял… несколько месяцев. Произошло это по нелепой случайности. Задание в буквальном смысле затерялось на столе А. М. Кригера, главного конструктора завода. Спохватились лишь в конце 1962-го после того, как высокие чины поинтересовались выполненными работами по проекту. За помощью обратились к Грачеву и его подчиненным. Мол, эти смогут спроектировать и построить машину в сверхсжатые сроки. Смогли. При том, что на тот момент люди из СКБ отнюдь не сидели сложа руки, а готовили к государственным испытаниям четырехосный ЗИЛ-135Л.
Именно впечатляющее внедорожное шасси, ставшее впоследствии серийным, сыграло огромную роль в создании экспериментального ЗИЛа. Инженеры в основном использовали его узлы и агрегаты, поскольку времени на разработку с нуля было критически мало. Примерно треть компонентов проектировали заново или брали у другой техники.
Силовая установка и трансмиссия
Начнем с одной из самых поразительных особенностей, которую опытный вездеход унаследовал у донорского автомобиля. ЗИЛ-Э167 оснащен не одним, а сразу двумя 7-литровыми двигателями V8 мощностью 180 л.с. Каждый передавал тягу на колеса своего борта через гидротрансформатор для уравнивания потоков мощности, индивидуальную коробку передач и бортовые редукторы. Мудреная схема, как и в случае с ЗИЛ-135Л обеспечивала дополнительную живучесть.
Титаническую жажду двух моторов общим рабочим объемом 14 литров утоляла топливная система с шестью резервуарами. Четыре установили по бортам рамы за первой осью, два — за второй. Общий объем бензобаков — 900 литров. По некоторым данным, монстр пожирал до сотни литров горючего на 100 километров пробега, так что огромный запас был необходимостью, а не проявлением инженерной гигантомании.
Подвеска и колеса
Шасси Э167 напоминало таковое у ЗИЛ-135Л. Рама похожая, но усиленная. Подвеска колес первой и третьей оси независимая торсионная на поперечных рычагах и с ходом 240 мм. Центральная крепилась жестко. Другой технический изыск — полноуправляемое шасси. Водитель воздействовал на передние и задние колеса посредством системы с двумя гидроусилителями. Благодаря этой особенности гигантский трехосник отличался хорошей маневренностью. Радиус разворота — 11,9 метра.
Может показаться, что колесные диски чудовищного внедорожника позаимствованы у какого-нибудь ракетовоза и немало весят, но это не так. Они разработаны зиловцами в содружестве с МВТУ имени Баумана и изготовлены по большей части из стеклопластика. Сталь использована только для диска крепления к ступице и распорного кольца. Неординарное решение позволило в 2,5 раза облегчить диски в сравнении с полностью металлическими колесами и, соответственно, уменьшить неподрессоренные массы.
А вот шины у ЗИЛ-Э165 взяты у техники специального назначения. Ими поделился тягач МАЗ-529Е. Внешний диаметр соответствует росту взрослого человека - 1790 мм, хотя допускалось устанавливать покрышки и поскромнее. Система централизованной регулировки давления позволяет стравливать колеса до характеристик гусеничным машин.
Кузов и салон
На происхождение многих узлов и агрегатов недвусмысленно намекает «лицо» автомобиля — передняя часть кабины взята у ЗИЛ-135Л. Интересно, что она стеклопластиковая, как и весь кузов. Спереди могут разместиться четыре человека. В основном отсеке, отделенном перегородкой с дверью, предусмотрены места для четырнадцати пассажиров. Оба отсека имеют системы обогрева, поскольку предполагалась эксплуатация в очень суровых климатических условиях.
Габариты, масса, дорожный просвет
На фотографиях ЗИЛ-Э167 кажется огромным, но по факту он больше, чем можно себе представить. Длина - 9,26 метра. Ширина - 3,13 метра, высота - более 3 метров. Колесная база - 6,3 метра, а расстояние между осями - 3,15 метра. Снаряженная масса супер-ЗИЛа - 12 тонн, при этом его грузоподъемность достигала 5 тонн. Дорожный просвет - невероятные 852 мм.
Проходимость
В начале 1963-го наспех собранный экземпляр отправился на длительные испытания. Сперва он колесил просторы Пермской области и удивлял ультимативной проходимостью. Броды глубиной немногим менее двух метров, снежная целина и 42-градусные уклоны не представляли для монстра сложностей. Его борта не случайно украшает лось — эмблема СКБ ЗИЛ и символ непоколебимости перед бездорожьем.
Позже - в 1965-м - автомобиль пригодился на строительстве газопровода Шаим-Тюмень. Он перемалывал колесами тотальный сибирский оффроуд и решал вопросы транспортного характера.
С ЗИЛ-Э167 связана одна забавная, возможно, выдуманная история. Поговаривают, что проходившая испытания чудо-машина напугала американское ЦРУ. Снимки со спутника зафиксировали следы огромного вездехода в глухомани в отдаленных частях страны. Ведомство решило, что Советский Союз уже выпустил целую армаду новой техники и сможет добраться до Штатов через Берингов пролив. В действительности, шпионское оборудование засняло следы всего лишь одного транспортного средства с ультимативной проходимостью.
Судьба великана
В короткие сроки инженеры столичного предприятия сумели построить выдающийся автомобиль — пусть и не созданный с нуля проект, а удачную компиляцию имеющихся агрегатов. К сожалению, ЗИЛ-Э167 так и не стал серийным. На то было несколько причин. С одной стороны, начался выпуск тяжелого гусеничного транспортера-тягача ГТ-Т и необходимость в супервездеходе отпала. С другой стороны, сомнения вызывала очень сложная трансмиссия и два двигателя. Очевидно, что экспериментальный внедорожник обходился бы в производстве и в эксплуатации заметно дороже.