"В левой руке Сникерс, в правой руке Марс, мой пиар-менеджер - Карл Маркс", - навязчиво звучало в моей голове, пока я шла на "Капитал" Нади Кубайлат. Небольшой спектакль, купленное время которого отмеряется от первой до последней секунды проекцией таймера на заднике, по форме напоминает лекцию.
Это такой эдьютейнмент на тему монументального труда Маркса, написанный философом Алексеем Цветковым и весьма эмоционально воспроизведенный актёром Александром Николаевым. Последний здесь и безумный профессор (ужасно напоминающий главного героя сериала "Во все тяжкие"), и актёр Александр - продукт, который исполняя роль становится товаром.
Артист одновременно одержимо раскладывает по полочкам "Капитал" для зрителей, разбирается с природой актёрской профессии и собой как "продуктом театрального ВУЗа", факультативно затрагивая и этические вопросы о перепотреблении, распределении труда и формировании рынка. Я, например, смотрела спектакль и думала о том, что явно покупаю много одежды, а вместимость чемоданов в командировках "Золотой Маски" доказывает, что нужно мне гораздо меньше, а ещё вспоминала графический роман Лив Стрёмквист "Расцветает самая красная из роз" (один из моих любимых) о любви в эпоху позднего капитализма - в общем, включился ассоциативный ряд.
Надя Кубайлат заполняет тесное сценическое пространство огромным количеством вещей, которые, с одной стороны, визуализируют эпидемию перепотребления, а с другой очень точно помогают артисту объяснять тезисы Маркса. Всё здесь - и нагромождение предметов, и нервное существование артиста, и текст Маркса - к финалу достигает абсолютной абсурдности, позволяющей посмотреть на систему мира со стороны, отстранённо - как будто мы так не живем. А финальная сцена утверждает если и не необходимость мира подлинного, то тоску по нему: артист перестаёт играть роль, буквально снимая с себя кожу (маску-пленку, нанесённую на лицо и руки, и в процессе спектакля превращающуюся в ошмётки, сползающие с пальцев и шеи), останавливается таймер времени. Повисает растерянно произнесённая фраза: "Если я понял это, то я понял о Капитале почти всё, почти, но не всё", - потому что понять систему, в которой одни голодают, а другие уничтожают продукты ради увеличения их стоимости, действительно, довольно сложно.
Мне кажется, что "Капитал" - отличный пример соединения игрового театра с монументальной наукой, такое просвещение театральными средствами. И, конечно, находка для любого фестиваля моноспектаклей.
Вообще жанр перфолекций/театральных лекций кажется мне очень перспективным. В июне в Тюмени вышла перфолекция "Изобретая повседневность" - это отличный пример науки не для скуки.