Начнем с того что во время второй мировой, бронетехника на бензине ездила не только в вермахте, но и в армии многих западных стран. Исключение было США, где танки были оснащены как дизельными, так и бензиновыми двигателями, в зависимости от того какой завод эти танки производил.
В качестве завязки скажу: с тех пор как мы слезли с лошадей и пересели на механический транспорт, проблема с топливом является ключевым вопросом. Который человечество решало и будет решать.
Что бы вы понимали, бензинового двигателя в те годы (с точки зрения мощности), было вполне достаточно для танка. Конечно бензиновый двигатель потреблял больше топлива, но вот его производство на тот момент было почти в 3 раза дешевле.
- Но не это было главной причиной, почему Германия предпочитала именно эти двигатели.
Мы все понимаем, что дизельный двигатель для бронетехники лучше. Понимали это и в гитлеровской Германии и конечно делали попытки создания танков с дизелем.
Но почему же у них не получилось ?
Согласитесь что словосочетание "немецкая нефть", звучит так же забавно, как и "белорусские креветки". Проблема с нефтью, у Германии была всегда. Конечно какие-то небольшие месторождения, были ещё с позапрошлого века.
Но без экспорта нефти и нефтепродуктов, Германия не могла обойтись: не при Кайзере, не при Фюрере, не при ливерной колбасе. Не просто так Алоисыч так рвался к нашей кавказской нефти.
Но вот чего в немецком рейхе было много, так это бурого и каменного угля. И химическая промышленность по технологии Фишера-Тропша, гнала из этого самого угля бензин - 20 миллионов литров этого топлива в год. Около десяти тонн бурого и четырех тонн каменного угля, требовалось для получения одной тонны бензина.
Поэтому если все упростить, то получается что этот бензин шел на нужды граждан и сухопутных войск. А вот всю нефть в основном потреблял немаленький военно-морской флот.
- Нацистам всю войну до 1945 года, удавалось не допустить топливного коллапса, но все время было "на тоненького".
И именно нехватка дизельного топлива, не позволила наладить серийное производство соответствующих танков и уйти дальше экспериментальных проектов.
Было конечно ещё несколько препятствий. Например, монополия основного производителя бензиновых моторов и затраты на создание новых логистических и производственных линий. Но очевидно, что в случае победы над СССР, серийный танк с дизелем у немцев появился бы очень быстро.
- К счастью нацисты проиграли и первый дизельный танк в ФРГ, появился лишь в середине 60-х.
Что касается нашей страны, то у нас с нефтью понятно было получше. Но в военной промышленности, соблюдался определенный баланс и естественно не вся бронетехника была дизельной.
Дизельными были САУ и различные тягачи на их базе, знаменитый Т-34 и остальная бронетехника тяжелее его. А вот легкие танки и некоторые САУ, ездили на бензине.