Найти тему
ВРЕМЯ ТЕХНИКИ

Почему советские танки были дизельные, а танки Германии бензиновые. Рассказываю

Начнем с того что во время второй мировой, бронетехника на бензине ездила не только в вермахте, но и в армии многих западных стран. Исключение было США, где танки были оснащены как дизельными, так и бензиновыми двигателями, в зависимости от того какой завод эти танки производил.

Проблемы с топливом
Проблемы с топливом

В качестве завязки скажу: с тех пор как мы слезли с лошадей и пересели на механический транспорт, проблема с топливом является ключевым вопросом. Который человечество решало и будет решать.

Что бы вы понимали, бензинового двигателя в те годы (с точки зрения мощности), было вполне достаточно для танка. Конечно бензиновый двигатель потреблял больше топлива, но вот его производство на тот момент было почти в 3 раза дешевле.

  • Но не это было главной причиной, почему Германия предпочитала именно эти двигатели.
Производство бензинового двигателя было дешевле
Производство бензинового двигателя было дешевле

Мы все понимаем, что дизельный двигатель для бронетехники лучше. Понимали это и в гитлеровской Германии и конечно делали попытки создания танков с дизелем.

Но почему же у них не получилось ?

Согласитесь что словосочетание "немецкая нефть", звучит так же забавно, как и "белорусские креветки". Проблема с нефтью, у Германии была всегда. Конечно какие-то небольшие месторождения, были ещё с позапрошлого века.

Но без экспорта нефти и нефтепродуктов, Германия не могла обойтись: не при Кайзере, не при Фюрере, не при ливерной колбасе. Не просто так Алоисыч так рвался к нашей кавказской нефти.

Из угля гнали бензин
Из угля гнали бензин

Но вот чего в немецком рейхе было много, так это бурого и каменного угля. И химическая промышленность по технологии Фишера-Тропша, гнала из этого самого угля бензин - 20 миллионов литров этого топлива в год. Около десяти тонн бурого и четырех тонн каменного угля, требовалось для получения одной тонны бензина.

Поэтому если все упростить, то получается что этот бензин шел на нужды граждан и сухопутных войск. А вот всю нефть в основном потреблял немаленький военно-морской флот.

  • Нацистам всю войну до 1945 года, удавалось не допустить топливного коллапса, но все время было "на тоненького".

И именно нехватка дизельного топлива, не позволила наладить серийное производство соответствующих танков и уйти дальше экспериментальных проектов.

Макет немецкого дизельного танка VK 3002 Daimler-Benz (1941 года выпуска). Был скопирован с Т-34. В производство так и не запущен - посчитали бесперспективным.
Макет немецкого дизельного танка VK 3002 Daimler-Benz (1941 года выпуска). Был скопирован с Т-34. В производство так и не запущен - посчитали бесперспективным.

Было конечно ещё несколько препятствий. Например, монополия основного производителя бензиновых моторов и затраты на создание новых логистических и производственных линий. Но очевидно, что в случае победы над СССР, серийный танк с дизелем у немцев появился бы очень быстро.

  • К счастью нацисты проиграли и первый дизельный танк в ФРГ, появился лишь в середине 60-х.
В СССР в отличии от Германии был богат полезными ископаемыми
В СССР в отличии от Германии был богат полезными ископаемыми

Что касается нашей страны, то у нас с нефтью понятно было получше. Но в военной промышленности, соблюдался определенный баланс и естественно не вся бронетехника была дизельной.

Дизельными были САУ и различные тягачи на их базе, знаменитый Т-34 и остальная бронетехника тяжелее его. А вот легкие танки и некоторые САУ, ездили на бензине.

Пишите свое конструктивное мнение. Только пожалуйста без мата и перехода на личности !