Найти тему
Маринкины заморочки

Замки Луары...

Французский король Франциск I, помимо за­мечательной величины носа, отличался не­обузданной страстью к охоте. Настоящая, правильная охота - порой дело нескольких суток. В эпоху отсутствия автомобилей, само­летов и скоростных поездов представля­лось затруднительным возвращаться каждый день на ночлег в Париж.

Итак, естественным выглядело решение соорудить охотничью избушку - неподалеку от излюбленных коро­лем охотничьих угодий и на берегу реки, которая служи­ла бы естественной преградой на случай нападения вра­гов. Из рек прекрасно подходила #Луара. Долина ее была плодородна и отличалась мягким климатом, а леса ок­рест - полны дичи. Кроме того, немаловажно, что вы­бранная местность располагалась не так уж далеко от Парижа, а если точнее, то почти в центре владений авгу­стейшего охотника.

Разумеется, упомянутого монарха было трудно назвать бедным человеком. У него имелось немало резиденций в провинции, но все они, увы, не годились на роль охот­ничьего поместья, главным образом потому, что вышли из моды. На дворе был #Ренессанс, а в помещениях он был и подавно и заключался прежде всего в возрождении ан­тичных традиций. Наряды стали откровеннее, люди - раскованнее. Средневековое умерщвление плоти понем­ногу становилось достоянием истории.

Для разработки архитектурного проекта избушки был приглашен немолодой итальянский инженер, архитек­тор и изобретатель. Благообразный, убеленный седина­ми старец пересек Альпы верхом на муле. На другого мула были навьючены немудреные пожитки, с точки зрения нормального человека не представлявшие осо­бой ценности: какие-то фолианты, связки рукописей, не­сколько свернутых в трубку не новых холстов, непонят­ные чертежи и замотанные тряпками старые потемнев­шие от времени доски - что ни говори, груз довольно тяжелый.

С одной из этих досок, когда их распаковали, скептиче­ски взглянула молодица с черными, не по моде, воло­сами и скромно сложенными руками. Все итальянское тогда вызывало радостные ассоциации, ибо именно под щедрым небом Италии началось упомянутое Возрожде­ние. Поэтому странное выражение лица на портрете со­чли за улыбку.

У картины толком не было названия, у ее автора - да­же фамилии. #Леонардо из городка Винчи - под таким именем он был в меру знаменит в Европе. Говорить о мировой славе тогда было бы преувеличением, но не­которую известность отрицать не приходится, учитывая приглашение его ко двору главного монарха христиан­ского мира. На вопрос, кто же изображен на портрете, автор также затруднялся или, что более правдоподобно, просто не хотел отвечать. Позже картина станет предметом поклонения. Ее переведут с подпорченного жучком дерева на холст, будут похищать, водворять на место и наконец заключат в пуленепробиваемую витрину.

Архитектор, повторим, находился в преклонных ле­тах. Он мирно скончался в 1519 году в подаренном ему Франциском I именин Кло-Люсе и был похоронен в амбуазской часовне. Строительство при жизни Леонардо так и не началось, но разработать часть проекта он все же успел. По слухам, ему принадлежит идея хитроум­ной двойной лестницы: одновременно поднимающиеся и спускающиеся по ней люди не видят друг друга.

Однако достоверных сведений относительно того, ка­кие именно части проекта были разработаны старым итальянцем, не сохранилось. Да, строение было много­этажным, со множеством лестниц (13 главных и 70 - вто­ростепенных) и, мягко говоря, многокомнатным: в нем насчитывается четыреста сорок помещений, и, чтобы обойти весь #замок, потребуется несколько часов.

Замок Шамбор - самый красивый, большой и необыч­ный из луарских замков, символ французского Возро­ждения: вот во что выросла идея охотничьего домика. И если король затеял строительство ради того, чтобы быть ближе к природе и побольше времени проводить в зеле­ни лугов и лесов, то по причуде архитекторов на голо­вокружительной высоте, на крыше нового замка, вырос настоящий каменный лес из ажурных лесенок, перехо­дов и башенок. Толстые стены и узкие бойницы не были больше функционально необходимы. Меж тем менее чем за сто лет до охотничьих забав Франциска I полови­на Франции, в том числе Париж, была в руках англи­чан.

Заложенный в 954 году, он служил крепо­стью графу де Блуа Тибальду I "Плуту". Об­новлен в 1205 году королем Филиппом II.
Заложенный в 954 году, он служил крепо­стью графу де Блуа Тибальду I "Плуту". Об­новлен в 1205 году королем Филиппом II.

Из замка Шинон, где глухими ночами при вспыш­ках молний бродит призрак графа Тибальда I “Плута”, рыцаря, охотника и сердцееда, снабженная холодным благословением Карла VII, отправилась в поход спаси­тельница Франции Жанна д’Арк. С именами Карла VII и Жанны связана и история замка Сюлли-сюр-Луар, знаменитого своей неприступностью.

В замке с фасадом XIV века Орлеанская дева уговаривала короноваться Карла VII. В XVIII веке здесь томился в ссылке вольнодумец Вольтер.
В замке с фасадом XIV века Орлеанская дева уговаривала короноваться Карла VII. В XVIII веке здесь томился в ссылке вольнодумец Вольтер.

Война, представлявшаяся вечной, оказалась всего лишь, позволим себе мрачный юмор, Столетней. Фео­дальные распри тоже потихоньку затихли, за что следу­ет благодарить Людовика XI, проведшего, кстати ска­зать, всю свою наполненную устранением истинных и мнимых врагов жизнь на берегах Луары, преимущест­венно в замке Плесс-ле-Тур. Подобных укрепленных замков немало в Луарской до­лине, и это знак того, что история этих мест была дале­ка от идиллии.

К примеру, грозного графа Анжуйского недаром про­звали Foulgues Nera - ”Черным соколом”. Классический тип феодального разбойника, он был вероломен и цини­чен. Суровая набожность сочеталась в нем с непомерным властолюбием, которое стало достоянием легенд. Редко­стные качества стратега и хитрого политика вели его от победы к победе в течение пятидесяти лет. Графский замок Ланжэ на берегу реки, на запад от Тура, в X веке был настоящей крепостью. Донжон (главная #башня) замка - каменный, не в пример прежним, деревянным укреплениям, и, возможно, самый древний из устояв­ших до наших дней.

-4

После смерти “Черного сокола” мощь дома Анжу рос­ла из года в год, достигнув кульминации в 1154 году, ко­гда Анри Анжуйский Плантагенет получил корону Ан­глии. При нем Ланжэ стал аванпостом его огромных французских владений, включавших долину Луары, Нормандию и Аквитанию.

Воздвигнуть в этом месте новую #крепость решил Лю­довик XI: он хотел обезопасить с запада свои владения Тур, Плесси-ле-Тур и Амбуаз; с востока их закрывал Шомон, с юга - Шипом. Укрепление Ланжэ с высокими сте­нами и узкими окнами, с круглыми башнями и поясом из зубцов и маши кулей (особые навесные бойницы) бы­ло образцом мощной и суровой крепости того времени.

16 декабря 1491 года в замке наскоро было отпраздно­вано бракосочетание Карла VIII и Анны Бретанской, в результате которого Бретань была присоединена к Франции. Этот союз по расчету потряс европейские дво­ры, ибо пятнадцатилетняя Анна уже была обручена с Максимилианом, императором Священной Римской империи, а Карл VIII - с дочерью Максимилиана Мар­гаритой Австрийской. События разворачивались с необычайной быстротой: Карл был представлен невесте всего лишь за несколько дней до венчания, а сама свадь­ба больше походила на похищение.

Древние стены замков служили декорациями для множества занятных событий. Если исходить из эстети­ческих и исторических соображений, замки старого об­разца могут показаться более интересными, чем парад­ные ренессансные дворцы. Принято считать, что замок Юссе вдохновил Шарля Перро на сказку о спящей кра­савице. Действительно, остроконечные башни, глубокие рвы, узкие бойницы выглядят чрезвычайно романтич­но. Но не следует забывать, что даже сеньорам жилось в таких зданиях не особенно комфортно. Так уж получа­ется, что эстетика плетется следом за функционально­стью и удобством.

-5

В Юссе, позаботившись, не без помощи Орлеанской де­вы, о судьбах Франции, удалился Карл VII. Сопровож­дала короля его Damoyselle de Beaute - “прекрасная да­ма” - Агнесса Сорель, первая в истории “официальная любовница” французского монарха. После смерти Кар­ла его сын Людовик XI, не предаваясь излишним санти­ментам, превратил папенькино любовное гнездышко в тюрьму.

Подобная же судьба постигла замок Сомюр - chateau de plaisance (“замок утех”) Рене Анжуйского, короля-по­эта.

Маркиз де Сад попал сюда за распутство, а адми­рал де Кергелен оставил в море
корабль с людьми. Два века замок служил тюрьмой прежде чем стать музеем.
Маркиз де Сад попал сюда за распутство, а адми­рал де Кергелен оставил в море корабль с людьми. Два века замок служил тюрьмой прежде чем стать музеем.

Замок Сомюр - грубая средневековая постройка, возведенная по приказу Людовика IX Святого в 1230 го­ду на месте нескольких более ранних сооружений, - во времена Людовика I Анжуйского был существенно пе­рестроен: прибавились восьмиугольные башни, появи­лись высокие контрфорсы и пояс с зубчатыми машикулями. И все-таки замок оставался прежде всего мощным оборонительным сооружением. Но у поэтов особый взгляд на вещи. Рене Анжуйский так описал замок Со­мюр в своем романе “Сердце, плененное любовью”: “...этот прекрасный увеселительный .замок был постро­ен на изумрудной скале, по которой проходила жила из сверкающих алмазов, рассыпанных повсюду, их было даже больше, чем изумрудов. Четыре его стены были из чистого хрусталя, а в конце каждой стены стояла тол­стая башня, сделанная из драгоценных рубиновых кам­ней... А покрыты были эти башни платиной шириной в ладонь, а дом между башнями был покрыт черепицей из чистого золота, на которых эмалью искусно был вы­веден девиз бога любви: “трепетному сердцу".

-7

После смерти короля Рене в 1480 году герцогство Ан­жуйское перешло к короне, и в замке Сомюр разместил­ся королевский гарнизон. Век спустя во времена Рефор­мации в результате сложных политических игр Сомюр оказался в руках Генриха Наваррского. Будущий Ген­рих IV не скрывал своей радости от обладания “ключом к Луаре”, как он называл этот замок, и приказал укре­пить его со всем усердием и ни на что не скупясь. Сомюр опоясала крепостная стена с зубцами и басти­онами, которые позже, когда закончилась эпоха смут и войн, пригодились для охраны высокопоставленных уз­ников: старинная цитадель прослужила тюрьмой в те­чение почти двух столетий и получила во Франции большую известность. В ней содержались персоны бла­городных кровей, которым позволено было иметь в за­ключении не только слуг, но также и небольшую свиту. Государственные преступники могли свободно выхо­дить в город и даже обедать в домах местной знати.

-8

Печально известный не только в веках, но уже при жизни маркиз де Сад в 1768 году провел в Сомюре полмесяца, перед чем попасть в лионскую тюрьму Пьер-Ансиз. Четыре года здесь томился адмирал де Кергелен, открыватель архипелага у берегов Индии, названного его именем. Мореплавателю вменялось в вину, что он ос­тавил в океане беспомощный корабль с командой.

В годы американской войны за независимость в зам­ке содержались восемьсот английских пленных моря­ков, которые процарапали на стенах помещений изобра­жения кораблей и якорей.

В наполеоновскую эпоху большие галереи северо-во­сточного крыла были разделены на камеры, что оконча­тельно закрепляло за Сомюром статус государственной тюрьмы.

Но мы забежали вперед. Возвратимся же в яр­кие времена Ренессанса. Новые замки-дворцы вовсе не были похожи на крепости. Владельцы замшелых укре­плений старого образца принялись перестраивать их, повинуясь неодолимому велению времени: куртуазная идея fine amour - изящной любви - поселяется на бере­гах Луары. Сама по себе идея, разумеется, не нова - не только потому, что любовь вечная. Как мы видели, луарские замки и прежде использовались для романтиче­ских утех.

-9

В середине XVI века Генрих II подарил своей унасле­дованной от отца многолетней фаворитке Диане де Пу­атье прелестный дворец Шенонсо, расположенный пря­мо на реке Шер (приток Луары). Ренессанс по-прежне­му был как на дворе, так и в помещениях. На знамени­том портрете Клуэ Диана восседает в мраморной ванне, а мыться в одежде, как известно, довольно неудобно. Чертами лица прелестница слегка напоминает Мону Лизу, но волосы по моде светлы. На множестве других портретов Диана, тоже весьма легко одетая, изображе­на в виде Артемиды, не только из-за своего имени, но и потому, что охота продолжала оставаться любимой за­бавой высшего сословия. Диана, как следует, обжилась в замке, кое-что пере­строила по своему вкусу, распорядилась разбить парк в стиле, позднее названном французским, - с аккурат­но подстриженными ровными, прямыми аллеями и цветниками, где растения были высажены причудли­выми узорами. Но после смерти покровителя его вдова Екатерина Медичи изгнала оставшуюся не у дел фаво­ритку, презентовав ей, впрочем, другой луарский замок, Шомон.

Пристанище Екатерины Медичи и Дианы де Пуатье, замок в конце XIX века npeвратился в Мекку истинных ценителей садового искусства.
Пристанище Екатерины Медичи и Дианы де Пуатье, замок в конце XIX века npeвратился в Мекку истинных ценителей садового искусства.

В Блуа - главном королевском луарском замке - по­казывают комнату, где Екатерина Медичи хранила свои яды, а также люк в полу, через который она выбра­сывала наскучивших любовников. И все-таки историки утверждают, что Дюма-отец преувеличивал насчет дур­ного нрава Екатерины. Действительно, Шомон - преле­стный замок, мягко доминирующий над дивной доли­ной реки, - способен соперничать красотой с Шенонсо.

-11

Остается догадываться, оскорбило ли Диану де Пуатье это комфортабельное изгнание, но за обустройство но­вой резиденции уже немолодая экс-фаворитка приня­лась с немалой энергией. Правда, парк в Шомоне спла­нирован чуть небрежнее, чем в Шенонсо; вероятно, у Дианы переменились вкусы. Что же касается Екатери­ны Медичи, то она неплохо проводила время в апарта­ментах бывшей соперницы. В историю вошли пышные пиры, которые давала вдовствующая королева.

В то относительно счастливое время (совсем счастливым его не назовешь хотя бы потому, что надвигалась Вар­фоломеевская ночь) даже суровые обстоятельства поме­щались в изящную оболочку. Символом этого может слу­жить замок Вилландри - типичная феодальная #крепость, окруженная уникальными по красоте и плани­ровке ренессансными садами, известными как Сады Любви. В зелени аккуратно подстриженных кустарни­ков упрятаны ярко цветущие символы любви - трагиче­ской, нежной, вероломной и страстной.

Зеленые сердечки, розовые стрелы Амура - здесь, у стен зам­ка, построенного в
1536 году, расцвел французский парковый Ренессанс.
Зеленые сердечки, розовые стрелы Амура - здесь, у стен зам­ка, построенного в 1536 году, расцвел французский парковый Ренессанс.

Нежной любовью государственного казначея Жиля Бертло к его жене Филиппе Лебаи ознаменовалось воз­ведение замка Азе-ле-Ридо. Строительство началось в 1518 году, но в 1524 прервалось, ибо обвиненный в рас­трате суперинтендант финансов скрылся бегством. Что и говорить, любовь чревата множеством неприятностей, но замок Азе-ле-Ридо остается одним из самых красивых луарских замков. Впервые парадная лестница не была здесь вынесена отдельно, а разместилась внутри зда­ния; залы украшены фламандскими гобеленами на библейские сюжеты. Бальзак назвал замок “бриллиантом, вставленным в оправу реки Эндр” (приток Луары).

-13

Писатели и поэты не оставляли вниманием и другие луарские жемчужины, впрочем, не всегда влекомые ту­да одним лишь вдохновением. В тюрьме замка Мен-сюр-Луар провел несколько месяцев за кражу драгоцен­ностей Франсуа Вийон, а в замке Блуа он с успехом уча­ствовал в поэтических турнирах. В 1545 году там же, в Блуа, молодой Ронсар писал сонет за сонетом в честь Кассандры Сальвиати - дочери итальянского банкира.

В Сюлли-сюр-Луар опальный Вольтер развлекал свет­ских дам постановками своих пьес. В Шамборе (описав круг, все же возвратимся в него) состоялись премьеры “Мещанина во дворянстве” и других творений Мольера.

-14

Луарские замки давно уже не используются как тюрь­мы, крепости и казармы. Все они - замки-крепости и замки-дворцы - равноценны и интересны. Большин­ство из них тщательно отреставрированы и открыты для посетителей. Способность, пусть ненадолго, почувство­вать себя властелином замка теперь зависит больше от живости воображения, чем от генеалогических хитросплетений и военных доблестей.