На протяжении тысячелетий Японский архипелаг был изолирован от всего мира. Развитие культуры проходило практически без воздействия извне (за исключением влияния Китая).
Эти факторы не могли не повлиять на религию японцев - Синтоизм.
Сегодня политеистическая система верований считается, мягко говоря, устаревшей. Монотеизм является более "высокой" ступенью развития религиозных воззрений цивилизации, а вера во многочисленных божеств часто называют "верой предков".
Что же может нам открыть такое "устаревшее" верование, как Синто?
Сегодня мы поговорим о том, как развивалась традиционная японская религия в период становления государственности.
Период Яёй
Зарождение синтоизма, систематизация, изготовление ритуальных предметов и т.д. относят к периоду Яёй (III в до н.э. - 250 г. н.э.)
Этот период следует за протогосударственным периодом Дзёмон (о нем вы можете прочитать здесь) и предшествует периоду Кофун и появлению японского государства Ямато (подробнее здесь).
Яёй - (названа эпоха в честь населенного пункта вблизи современного Токио) характеризуется распространением сельского хозяйства, изготовлением керамических изделий, росту населения и распространению его по всему архипелагу.
Безусловно, такое стремительное развитие общества отразилось и на верованиях народа. Существовавшие издревле различные культы божеств - "ками" - стали более структурированными, появились предметы и места особого поклонения ками.
Колокола дотаку, нефритовые магатама, населенные божествами ёрисиро - все это культивировалось в эпоху Яёй.
Ками. В кого верят японцы
Божества неба и земли ками - сущности, наполняющие окружающий мир японцев, объекты поклонения в синтоизме.
"Птицы и звери, поля и травы и вся другая природа, всё, что редко и необычно, то, что обладает исключительными качествами и внушает трепет, называется ками" - Моотори Торинаги, японский мыслитель XVII в.
Вся природа, все живое и неживое заключает в себе ками.
Однако, и среди такого рода божеств существуют своя градация:
- Яоёродзу-но ками - "восемь мириад ками" - бесчисленное множество ками, населяющих окружающую среду. Ками гор, ками рек, ками трав - они либо не имеют имя собственного как такового, либо получают прозвища по месту обитания.
- Традиционные ками - первые божества, а так же персонализированные духи, издревле почитающиеся среди японских племен.
Среди них особенно можно выделить богиню Аматэрасу, которая является так же ками особого вида - Удзи-гами, божество клана, рода.
Ведь именно Аматэрасу дает начало Императорскому роду Японии. - Иностранные по происхождению - пришедшие, в основном, из Индийских и Китайских культов божества достаточно быстро вписались в общее религиозное представление японцев.
Знаменитые Семь Богов Счастья - как раз удачное смешение индуистских, буддистских и традиционных синтоистских божеств.
- Исторические персонажи - все люди сопряжены с ками, однако некоторые выдающиеся личности заслужили особого почитания, наряду с самыми известными синтоистскими божествами.
Из самых известных примеров можно выделить:
- Сугавара-но Митидзанэ, ученый и поэт, почитается как божество Тэндзин.
- Дзимму, первый Император Японии, второе по старшинству божество после Аматэрасу
- Токугава Иэясу, первый сёгун объединенной Японии, уже при жизни почитался как божество.
И многие другие...
Важно понять, что ками отличаются от духов и небожителей иных религий своим человекоподобием. Ками враждуют и мирятся, рождаются и умирают, смеются и плачут. Мир божеств неотделим от мира людей, и сами люди не сотворены ками, а рождены ими, а потому являются частью мира духов.
Суть Синто
Помимо явных отличий в мифологии синтоизма присутствуют классические для любой религии моменты.
Все начинается с достаточно размытого описания начала Вселенной, появления первых божеств и сотворения Японского архипелага.
Затем на свет появляются божества различных стихий и явлений природы.
Ками переживают различные злоключения, вполне человеческого характера, что не мешает им проявлять вполне традиционные черты божеств, в духе Ветхого завета - чудеса, божественный гнев и другие.
Благодаря многочисленным связям ками друг с другом архипелаг наполняется людьми, а во главе их стоит прямой потомок Аматэрасу - первый Император Дзимму.
Все это описано в "Кодзики", однако истинная сущность учения Синто как будто остается загадкой.
Синтоизм не акцентируется на таких понятиях, как "добро" и "зло", "грех" и "праведность". Ками, как и люди способны совершать разные поступки, испытывать страсти, ошибаться и даже погибать.
Всё хорошее и плохое в этом мире - естественно, и существует в гармонии с собой и окружающим.
Вместо понятия "добро" в синтоизме следует употреблять понятие "Правильность". "Зло" же в этом случае будет играть роль нарушителя этой правильности.
Абсолютного добра и зла нет, однако принятые нормы поведения в японском обществе не слишком отличаются от привычных нам норм добродетели. Честность, доброжелательность, уважение - всё суть правильность, путь ками. Злоба, нетерпимость, зависть - нарушают гармонию и признаются неправильными, их лучше избегать.
В Синто нет понятия спасения души.
Сама жизнь, все окружающее нас и даже смерть - всё ками. Синто - это путь естественности, без догм и заповедей. Путь свободы и открытости.
Путь, проходящий под воротами Тории, где бок о бок, неотделимы друг от друга, на равных идут вместе...
Человек и бог.
Друзья, спасибо за ваше внимание.
Мы еще много раз поговорим об особенностях японской религии. Подписывайтесь, чтобы не пропустить.