Найти тему
ЯпониЯ

Синто. Путь ками

Оглавление

На протяжении тысячелетий Японский архипелаг был изолирован от всего мира. Развитие культуры проходило практически без воздействия извне (за исключением влияния Китая).

Эти факторы не могли не повлиять на религию японцев - Синтоизм.

Сегодня политеистическая система верований считается, мягко говоря, устаревшей. Монотеизм является более "высокой" ступенью развития религиозных воззрений цивилизации, а вера во многочисленных божеств часто называют "верой предков".

Что же может нам открыть такое "устаревшее" верование, как Синто?

Сегодня мы поговорим о том, как развивалась традиционная японская религия в период становления государственности.

Ворота Тории на гравюре - один из главных символов Синтоизма
Ворота Тории на гравюре - один из главных символов Синтоизма

Период Яёй

Зарождение синтоизма, систематизация, изготовление ритуальных предметов и т.д. относят к периоду Яёй (III в до н.э. - 250 г. н.э.)

Этот период следует за протогосударственным периодом Дзёмон (о нем вы можете прочитать здесь) и предшествует периоду Кофун и появлению японского государства Ямато (подробнее здесь).

Яёй - (названа эпоха в честь населенного пункта вблизи современного Токио) характеризуется распространением сельского хозяйства, изготовлением керамических изделий, росту населения и распространению его по всему архипелагу.

Реконструкция деревни периода Яёй
Реконструкция деревни периода Яёй

Безусловно, такое стремительное развитие общества отразилось и на верованиях народа. Существовавшие издревле различные культы божеств - "ками" - стали более структурированными, появились предметы и места особого поклонения ками.

Колокола дотаку, нефритовые магатама, населенные божествами ёрисиро - все это культивировалось в эпоху Яёй.

Ками. В кого верят японцы

Божества неба и земли ками - сущности, наполняющие окружающий мир японцев, объекты поклонения в синтоизме.

"Птицы и звери, поля и травы и вся другая природа, всё, что редко и необычно, то, что обладает исключительными качествами и внушает трепет, называется ками" - Моотори Торинаги, японский мыслитель XVII в.

Вся природа, все живое и неживое заключает в себе ками.

Однако, и среди такого рода божеств существуют своя градация:

  • Яоёродзу-но ками - "восемь мириад ками" - бесчисленное множество ками, населяющих окружающую среду. Ками гор, ками рек, ками трав - они либо не имеют имя собственного как такового, либо получают прозвища по месту обитания.
  • Традиционные ками - первые божества, а так же персонализированные духи, издревле почитающиеся среди японских племен.
    Среди них особенно можно выделить богиню
    Аматэрасу, которая является так же ками особого вида - Удзи-гами, божество клана, рода.
    Ведь именно
    Аматэрасу дает начало Императорскому роду Японии.
  • Иностранные по происхождению - пришедшие, в основном, из Индийских и Китайских культов божества достаточно быстро вписались в общее религиозное представление японцев.
    Знаменитые
    Семь Богов Счастья - как раз удачное смешение индуистских, буддистских и традиционных синтоистских божеств.
Подробнее о богах счастья мы поговорим позднее
Подробнее о богах счастья мы поговорим позднее
  • Исторические персонажи - все люди сопряжены с ками, однако некоторые выдающиеся личности заслужили особого почитания, наряду с самыми известными синтоистскими божествами.
    Из самых известных примеров можно выделить:
    -
    Сугавара-но Митидзанэ, ученый и поэт, почитается как божество Тэндзин.
    -
    Дзимму, первый Император Японии, второе по старшинству божество после Аматэрасу
    -
    Токугава Иэясу, первый сёгун объединенной Японии, уже при жизни почитался как божество.

И многие другие...

Важно понять, что ками отличаются от духов и небожителей иных религий своим человекоподобием. Ками враждуют и мирятся, рождаются и умирают, смеются и плачут. Мир божеств неотделим от мира людей, и сами люди не сотворены ками, а рождены ими, а потому являются частью мира духов.

Суть Синто

Синто
Синто

Помимо явных отличий в мифологии синтоизма присутствуют классические для любой религии моменты.

Все начинается с достаточно размытого описания начала Вселенной, появления первых божеств и сотворения Японского архипелага.
Затем на свет появляются божества различных стихий и явлений природы.
Ками переживают различные злоключения, вполне человеческого характера, что не мешает им проявлять вполне традиционные черты божеств, в духе Ветхого завета - чудеса, божественный гнев и другие.

Благодаря многочисленным связям ками друг с другом архипелаг наполняется людьми, а во главе их стоит прямой потомок Аматэрасу - первый Император Дзимму.

Все это описано в "Кодзики", однако истинная сущность учения Синто как будто остается загадкой.

Божество сельского хозяйства, торговли и производства Ука-но митама
Божество сельского хозяйства, торговли и производства Ука-но митама

Синтоизм не акцентируется на таких понятиях, как "добро" и "зло", "грех" и "праведность". Ками, как и люди способны совершать разные поступки, испытывать страсти, ошибаться и даже погибать.

Всё хорошее и плохое в этом мире - естественно, и существует в гармонии с собой и окружающим.

Вместо понятия "добро" в синтоизме следует употреблять понятие "Правильность". "Зло" же в этом случае будет играть роль нарушителя этой правильности.
Абсолютного добра и зла нет, однако принятые нормы поведения в японском обществе не слишком отличаются от привычных нам норм добродетели. Честность, доброжелательность, уважение - всё суть правильность, путь
ками. Злоба, нетерпимость, зависть - нарушают гармонию и признаются неправильными, их лучше избегать.

В Синто нет понятия спасения души.

Сама жизнь, все окружающее нас и даже смерть - всё ками. Синто - это путь естественности, без догм и заповедей. Путь свободы и открытости.
Путь, проходящий под воротами
Тории, где бок о бок, неотделимы друг от друга, на равных идут вместе...

Человек и бог.

Аригато
Аригато

Друзья, спасибо за ваше внимание.

Мы еще много раз поговорим об особенностях японской религии. Подписывайтесь, чтобы не пропустить.