Хитрости организации художественного текста

2,2K прочитали

Мы с вами много внимания уделяли двум факторам, от которых зависит восприятие и оценка художественного текста, то есть, проще говоря, «читабельность» книги. Это содержание (сюжет, образы героев, конфликт и т. д.) и стиль изложения, то есть качество самого текста. И тот и другой фактор важен. Но есть ещё и третий.

Мы с вами много внимания уделяли двум факторам, от которых зависит восприятие и оценка художественного текста, то есть, проще говоря, «читабельность» книги.

Бывает вроде бы и сюжет интересный, и герои привлекательные, и к стилю претензий нет… А книга не идёт, то ли скучно, то ли утомляет, то ли, наоборот, кажется, что автор гонит «галопом по Европам».

Возможно, конечно, книга просто не ваша, а, может, дело в неправильной компоновке содержания. Поэтому поговорим о формах функционально-смысловой организации текста. Во как умно! Можно упростить до форм подачи информации, но это немного другое.

Художественный текст (да и любой другой) — это не сплошная простыня, в лучшем случае разбитая на абзацы. Текст комбинируется из отдельных кусочков по-разному организованной информации.

Повествование

Это рассказ, в котором последовательно излагаются описываемые события. Обычно для повествования характерна хронологическая последовательность. Например, героиня просыпается, приводит себя в порядок, тщательно собирается на собственную свадьбу, затем её ведут в церковь, потом в трёх шагах у алтаря героиня сбегает и т. д.

Повествование может быть разной степени динамичности и детализированности в зависимости от сюжета и цели автора. Кроме хронологии, повествование ещё подчиняется законам ритмики, то есть текст в этой форме может подаваться по-разному в зависимости от описываемых событий. Неспешная прогулка по летнему саду требует спокойного ритма и достаточно длинных предложений, а в сцене погони ритм ускоряется за счёт сокращения предложений, увеличения количества глаголов и т. д. О ритме текста можно подробно почитать в другой статье.

Художник Саломон Конинк (XVII век)
Художник Саломон Конинк (XVII век)

В повествовании обязательно присутствует субъект, то есть повествователь или рассказчик. Это придаёт тексту оригинальность и индивидуальный стиль.

В художественном произведении повествование занимает (точнее, должно занимать) основной объём текста. Кстати, именно повествование лежит в основе синопсиса.

А теперь об ошибках. Наиболее часто встречающаяся (в основном у начинающих авторов) ошибка — механическое, последовательное и дотошное перечисление всех событий. Создаётся впечатление, будто автор боится, что читатель его не поймёт, вот и рассказывает подробно, как герой проснулся, открыл глаза, опустил ноги на пол, вздохнул, подошёл к двери в ванную, открыл ее, прошёл внутрь, умылся, почистил зубы и т. д. На самом деле автор не о читателях заботится, а не может вырваться из порочного круга, не знает какое из действий стоит пропустить. А пропустить надо всё: встал, быстро собрался и поскакал спасать мир. Так ли важно, что перед этим герой почистил зубы?

Другая ошибка — сплошное повествование. Хотя эта форма текста и занимает много места, но лучше её чередовать с другими — описаниями, рефлексией, диалогами и т. д.

Описание

Это картинка, нарисованная автором. В отличие от повествования, здесь редко используется принцип хронологичности, хотя и такое иногда случается, например, при описании надвигающейся грозы, бури и т. д. Но большей частью описание подчиняется законам логики, а не хронологии. С помощью этой формы организации передаются картины природы, обстановка, портрет героя. Описание менее динамично, но оно может передавать эмоциональную атмосферу, в том числе напряжённость обстановки или радостное возбуждение.

Мы с вами много внимания уделяли двум факторам, от которых зависит восприятие и оценка художественного текста, то есть, проще говоря, «читабельность» книги.-3

Описание выполняет важные функции — знакомит читателя с героем, местом действия, создаёт настроение. Но, несмотря на художественность этой формы, в тексте ей отводится меньшее место, чем повествованию. Это касается и общего объёма описаний, и продолжительности одной «картинки». На дворе XXI век, а мода на неспешные пространные описания осталась в веке XIX.

Недостатком описаний в произведениях ряда авторов является их чрезмерная подробность. Например, для того, чтобы читатель имел представление о жилище героя, автор даёт его картинку так, как её видит персонаж. Вот он с утра открыл глаза, осмотрел комнату, отметил расцветку штор на окне и форму окна, деревянный пол, шкаф со сломанной дверкой, кресло в углу и т. д. Вроде бы всё понятно — автор для читателя старается. Но вы, серьёзно, каждое утро детально разглядываете комнату, в которой живёте? Лучше давать отдельные детали жилища (или портрета героя) в ходе повествования или диалогов.

И ещё нередко именно описания бывают перегружены излишними красивостями, автор буквально «отрывается» на них, демонстрируя своё умение строить вычурные предложения, использовать красочные метафоры и сравнения. Даже если написано действительно красиво, то это не всегда уместно. И, например, в приключенческом романе с героями первопроходцами, сталкерами или наёмниками такие описания смотрятся как заплаты из дорогого кружева на рабочей робе.

Рассуждение (размышление)

Это мысли автора по поводу событий в тексте, поступков героев, их судьбы и т. д. Нередко размышления выходят далеко за пределы текста. Это тот случай, когда «Остапа понесло», и автор, увлёкшись, излагает свои мысли обо всём, что ему интересно – о политике, религии, судьбе-злодейке, вселенской несправедливости и т. д.

Так как автор пишет об интересных именно для него вещах, иногда совсем забывая о сюжете и брошенном на произвол судьбы герое, то к подобным отступлениям у читателей отношение неоднозначное. Если случайно вопросы, которые затрагивает автор, совпали с интересами читателя, то такое отступление-рассуждение прочитается с пониманием. В ином случае подобные рассуждения вызывают недоумение и раздражение своей неуместностью. Хотя повторюсь, самому автору они кажутся умными, значимыми и в чём-то элегантными. Возможно, они таковые и есть, но читатель их редко может оценить по достоинству. И уж точно, их объём в произведении не должен превышать объём повествования.

Художник Марк Ифраимов
Художник Марк Ифраимов

Рефлексия

Под рефлексией в данном случае понимаются мысли героев, их оценка собственных поступков, осмысление нравственного выбора и т. д. Рефлексия хоть и занимает (в норме) сравнительно небольшое место в общем объёме произведения, необходима для раскрытия внутреннего мира героя, для обоснования целесообразности его поступков, для того чтобы показать его мотивацию и т. д. Слишком же много и часто рефлексирующий и страдающий герой далеко не всем нравится, так как кажется ноющим слабаком.

Рефлексию (даже при повествовании от первого лица) не нужно путать с размышлениями самого писателя. Хотя некоторые авторы так озабочены решением своих проблем, что умудряются мысли о них вложить в головы своих героев. Это явление в литературе называется дишизм по имени американского писателя-фантаста Томаса М. Диша, который первый его описал. Но о дишизме, возможно, напишу отдельную статью.

Диалоги

Очень заметная форма организации информации в художественном тексте. О диалогах и их проблемах я писала много. Есть авторы, что диалогами чрезмерно увлекаются. И дело тут не только в любви к описанию общения персонажей, но и в бытующем среди начинающих писателей поверье, что читатели в книге больше всего любят диалоги. Скажем так, есть читатели, что действительно их любят, есть сюжеты, которые предполагают пространные диалоги. Однако длинные ленты диалогов ни о чём не улучшают книгу, а вызывают скуку. К тому же диалоги писать всё же сложнее, чем обычный текст, и не у всех это хорошо получается.

Мы с вами много внимания уделяли двум факторам, от которых зависит восприятие и оценка художественного текста, то есть, проще говоря, «читабельность» книги.-5

Монолог

Эта форма не столь распространена, как остальные, но встречается почти во всех книгах. Причём иногда авторы уделяют монологам персонажей слишком много места. Герой в развёрнутом (а-ля Гамлет) монологе может жаловаться на жизнь, выражать свою (а на деле авторскую) философскую концепцию, рассказывать о мироустройстве. И самый вредный монолог – итоговый, когда в качестве развязки один из персонажей подробно рассказывает, почему произошли те или иные события, кто на самом деле и почему убил садовника, как работает артефакт и зачем он нужен. То есть такой монолог полностью обесценивает весь предыдущий текст.

Но, несомненно, в ряде случаев монолог нужен, однако увлекаться монологами не стоит не только из-за них самих, но и потому, что в реальности люди крайне редко произносят монологи.

Все эти формы в книгах присутствуют, но нужно соблюдать меру. Художественное произведение – это в первую очередь повествование. Это основной ингредиент книжного "блюда". А все остальные — вкусовые добавки. Сравнение с кулинарным продуктом, на мой взгляд, очень хорошо подходит.