Изобразительное искусство в какой-то момент начало трансформироваться от «академического», изображающего события и явления реальной жизни, к беспредметному (которое демонстрирует зрителю, что цвет и форма имеют самостоятельное смысловое наполнение). Впоследствии искусство трансформировалось в так называемое «современное», которое породило непрекращающиеся до настоящего времени дискуссии о существовании этого самого современного искусства.
Одни говорят, что современного искусства не существует. Другие же, наоборот, считают, что произведением искусства может быть не только картина в галерее или музыкальное произведение, виртуозно исполненное в консерватории, но и вполне себе обыденные предметы повседневной жизни. И для того, чтобы насладиться этими произведениями искусства совсем не обязательно идти в галереи и залы. Вполне достаточно быть просто чутким и хотеть видеть прекрасное в обычных предметах. Красота в глазах смотрящего.
Сложно сказать кто прав в этой дискуссии, да и едва ли это имеет существенное значение, поскольку художник достигает своей цели в тот момент, когда его произведение нашло отклик в сердце зрителя. И не важно какого характера этот отклик. Не важно посчитал ли зритель его гениальным или бездарным. Важно то, что произведение не оставило человека равнодушным, побудило к размышлениям.
Среди огромного множества видов творческой деятельности особое место занимает так называемое законотворчество или нормотворчество. Не правда ли, довольно странное сочетание слов как закон и творчество. Сочетание этих слов может даже показаться оксюмороном (что-то наподобие горячего льда, или живого трупа). Неужели закон может быть результатом творческой деятельности? Может ли так называемый законотворец, сказать «я художник, я так вижу»? Применима ли формула «красота в глазах смотрящего» в отношении результата законотворческой деятельности?
Для ответа на эти вопросы нужно разобраться в том, что такое право и какую именно деятельность следует считать творческой. Право – это один из регуляторов общественных отношений (наряду, например, с моралью). Однако у права есть существенное отличие от других регуляторов общественных отношений. Это отличие заключается в том, что право обеспечено силой государственного принуждения. Соблюдение правовых норм обеспечивается государством.
Право призвано выполнять две основные функции: охранительную и регулятивную. Охранительная нужна для того, чтобы люди не поубивали друг друга. А регулятивная – чтобы споры добросовестных участников правоотношений справедливо разрешались. Именно реализация этих функций свидетельствует об эффективности правового регулирования.
Дальше нужно разобраться с тем, что такое творчество. В словаре С. И. Ожегова под творчеством понимается создание новых по замыслу культурных или материальных ценностей. Предлагаю разобраться с пониманием творчества на примере. Полагаю, что мало кто будет спорить с тем, что, например, профессия дизайнера является творческой. При этом дизайнеру часто ставятся вполне конкретные прагматичные задачи.
Оказывается, что в дизайне зубной щетки самое главное – это сделать так, чтобы было как можно меньше щетины. Поскольку именно щетина является самой дорогой частью зубной щетки. Именно по этой причине мы видим замечательные резиновые полоски, которые якобы что-то там массируют. Поэтому такому творческому на первый взгляд человеку как дизайнер зубной щетки ставится вполне конкретная, прагматичная бизнес-задача. На этом примере мы можем убедиться в том, что дизайн как вид творческой деятельности рождается в ограничениях и преследует достижение вполне конкретных прагматичных целей.
Разработка законопроектов также предусматривает массу ограничений, главным образом в части особой применяемой терминологии. Едва ли человек покупающий в магазине продукты понимает, что он, на самом то деле, конклюдентными действиями акцептует публичную оферту. Но юристы так пишут и по-другому писать не могут. И происходит это не по злому умыслу или тайному сговору представителей этой профессии, а в силу того, что от точности формулировок зависит эффективность правового регулирования. Тут на ум приходит пресловутое «казнить нельзя помиловать».
Среди ограничений законотворческой деятельности можно также отметить, что разрабатываемый нормативный правовой акт не может стоять особняком. Он должен вписываться в общую систему права (иерархию нормативных правовых актов). Разрабатываемый нормативный правовой акт должен опираться на правовые нормы в соответствующей области правового регулирования, имеющие более высокую юридическую силу. Также реализация закона часто предусматривает необходимость разработки других нормативных правовых актов (в развитие соответствующего закона).
В этой связи творческая часть при разработке проекта нормативного правового акта, несомненно, присутствует. Однако заключается она в наиболее емком точном и конкретном изложении правовых предписаний, избежании противоречий и двоякого толкования правовых норм.