Найти тему
Славянский стан

Ставропольский банкет. Почему железная дорога Ростов-Владикавказ прошла мимо этого города.

В жизни бывает так что один необдуманный поступок может изменить всю судьбу человека. Нечто подобное произошло и в со ставропольскими купцами. Наверняка после этой истории они не раз кусали себе кулаки, да вот поделать уже было ничего нельзя. Но начнем по порядку.

Спустя пять лет после окончания Кавказской войны, зимой 1869 года на стол императору Александру Второму легла записка, в которой великий князь Михаил Николаевич обосновывал необходимость скорейшего строительства железной дороги, которая соединила бы центральную России и вновь приобретенные земли.

Чтобы тучные дагестанские и карачаевские стада, кубанский и ставропольский хлеб побыстрее были включены в экономическую и хозяйственную жизнь страны.

Царь посчитал резонным данное предложение и приказал подготовить проект такой дороги, которая бы соединила Россию и Кавказ, а курировать строительство нового пути он назначил самого Михаила Николаевича.

Инженеры железнодорожники совместно с географами исследовали местность и предложили 4 варианта прохождения железной дороги. И для того чтобы утвердить окончательный вариант, великий князь решил самолично проехать и осмотреть предлагаемые варианты.

Один из проектов предполагал, что железная дорога будет проходить через город Ставрополь. Прознав про это ставропольские купцы решили задобрить Михаила Николаевича, чтобы он выбрал именно этот вариант, и когда он прибыл в город они подготовили для него роскошный банкет.

Юркие официанты разносили гостям бокалы с изысканными французскими винами, удалось добыть даже спаржу, которую привезли из Ростова-на-Дону. В общем, угостили гостя не хуже чем в Петербурге или Париже. Однако что-то случилось с рассудком южных торговцев и они на утро выставили великому князю счет, мол кушать изволили, будьте любезны заплатить, город бедный, сами с хлеба на квас перебиваемся.

Сумма оказалась настолько внушительной, что у великого князя при себе попросту не оказалось таких денег и он был вынужден одалживаться у кого-то из свиты. Стоит ли говорить, что в итоге был выбран вариант в котором дорога проходила на максимальном отдалении от Ставрополя, через станицу Невинномысскую (ныне промышленная столица Кавказа город Невинномысск).

Когда Михаил Николаевич показал свой ставропольский счет императору, Александр Второй посмеявшись заметил: «Жирно, брат, кушаешь!». История эта настолько разошлась в обществе, что когда спустя несколько десятилетий, ставропольский писатель Илья Дмитриевич Сургучев добиваясь того, чтобы к Городу Креста(именно так переводится название Ставрополь с греческого) все же была проложена дорога, пригласил петербургского чиновника в город.

Дабы государственный человек отвечающий за развитие путей сообщения мог самолично убедиться в целесообразности строительства дороги на Ставрополь. Писатель получил ответ, мол я слышал что в Ставрополе сильно дорого кормят, боюсь не потяну.

В конце концов железную дорогу до Города Креста все же проложили, она стала тупиковой веткой Минераловодской дороги, но это уже другая история.

А пока подписывайтесь на наш канал, в том числе Telegram и Rutube, ставьте лайки если понравилось, делитесь в соцсетях. Мир вашему дому!