Найти тему
FilmGourmand

Годовщина Римских каникул

20 августа 1953 года на Венецианском международном кинофестивале состоялась премьера фильма Уильяма Уайлера "Римские каникулы". Фильм был номинирован на Золотого Льва, как и 13 других картин, но в тот год решено было главную премию не присуждать никому. Почему - неизвестно. А среди номинантов были довольно сильные конкуренты. Например, итальянский фильм "Маменькины сынки" режиссёра Федерико Феллини, американский фильм "Злые и красивые" режиссёра Винсента Минелли, японская картина "Сказки туманной луны после дождя" Кэндзи Мидзогути.

В 1954 году фильм "Римские каникулы" получил 10 номинаций на премию Оскар, из которых выиграл три, в том числе Оскара получила Одри Хепбёрн за Лучшую главную женскую роль. В важнейших номинациях - Лучший фильм и Лучшая режиссура - "Римские каникулы" и режиссёр этого фильма проиграли фильму "Отныне и во веки веков" и, соответственно, его режиссёру Фреду Циннеманну.

-2

В том же 1954 году "Римские каникулы" получили 4 номинации на британскую премию БАФТА, но выиграли только одну. И снова эта была премия Одри Хепбёрн как Лучшей британской актрисе. В номинации Лучший иностранный фильм картина Уильяма Уайлера уступила бесспорному шедевру Рене Клемана - фильму "Запрещённые игры".

-3

Сейчас трудно это представить, но фильм "Римские каникулы" имел реальные шансы не состояться. Первоначально планировалось возложить режиссёрские функции на Фрэнка Капру, а он в свою очередь собирался пригласить на главные роли Кэри Гранта и Элизабет Тейлор. Однако, узнав, что сценарий фильма написал Далтон Трамбо, Фрэнк Капра ушел из проекта. О причинах - чуть позже.

-4

Уильям Уайлер, пришедший на смену Капре, поначалу вознамерился идти путём предшественника и начал переговоры с Кэри Грантом и Элизабет Тейлор. Тэйлор отказала, сославшись на занятость. Она в тот момент снималась в фильме "Девушка, у которой было всё", плюс была беременна. Короче, мотаться между Голливудом и Италией не было никакой возможности. Вполне понятная и уважительная причина.

-5

Тогда Уайлер предложил роль принцессы Анны Джин Симмонс. Но она тоже была занята: снималась одновременно аж в четырёх картинах. Расстроившись, Уайлер задумался о прекращении работы над проектом.

-6

Но тут кто-то предложил ему попробовать Одри Хепбёрн. Одри к этому времени была малоизвестной актрисой, за плечами которой были лишь съемки в рекламных роликах и в эпизодических, порой, безымянных, ролях в кино и на телевидении. Тем не менее, Одри была приглашена на пробы. Но Уайлер, скептически настроенный по отношению к малоизвестной актрисе, даже не пришёл на пробы, поручив их проведение своему ассистенту. А вот ассистент сотворил трюк, который решил всё, в том числе и судьбу Одри Хепбёрн. А именно: он просто не выключил камеру после того, как сам дал команду: "Стоп. Снято." А Одри, пока думала, что идёт съемка, была очень скованной. Но как только услышала команду "Стоп", полностью раскрепостилась и заиграла так, что привела в восторг всех присутствовавших на съемочной площадке. Потом эти кадры частично вошли в фильм: когда она примеряет одежду, когда меняет причёску в парикмахерской. Казалось бы, проблема была решена.

-7

Но тут возникла проблема с Кэри Грантом. Он тоже отказался. Причём мотивировал свой отказ тем, что в свои без малого пятьдесят он не годится в романтические партнеры для 23-летней Одри Хепбёрн. Самое смешное, что 10 лет спустя он счёл себя вполне годным для того, чтобы играть романтическую пару с той же Хепбёрн в фильме "Шарада". Ох, уж это мужское кокетство!

-8

Но, видимо, так было угодно судьбе. Поскольку Грегори Пек, заменивший Гранта, не только оказался достойной заменой, но и во всех отношениях превзошёл Гранта.

-9

На этом, вроде бы, проблемы с созданием фильма закончились. Но надо же такому было случиться, что буквально накануне запланированного выхода картины на экраны в королевской семье Великобритании разразился скандал: принцесса Маргарет влюбилась в 39-летнего полковника британских ВВС. Дабы не спровоцировать уже международный скандал пришлось доснимать дополнительную сцену визита принцессы Анны в Великобританию, чтобы никто не подумал, что неназванное королевство Анны и есть Великобритания.

-10

В конце концов фильм вышел на экраны США и многих других стран. Необходимо отметить, что в США популярность картины была немного ниже, чем в Европе или Японии. Достаточно сказать, что из 12 миллионов долларов, собранных фильмом, только 5 миллионов были заработаны в США, остальные - в Европе и Азии.

-11

Но я бы не сказал, что с выходом фильма на экраны прекратились сопровождающие его проблемы. Дело в том, что титры к фильму содержали не вполне достоверную информацию: вместо истинного автора сценария Далтона Трамбо были указаны другие люди. Хоть и имевшие отношение к созданию сценария, но совершенно второстепенное. А причина этого в том, что имя Трамбо находилось под запретом. Незадолго до этого Далтон Трамбо, как и многие другие деятели американского искусства, был обвинён в "симпатиях к коммунизму". Ему было предложено назвать других "симпатизантов", он отказался, и тогда получил год тюремного заключения "за неуважение к Конгрессу США". Вот именно по этой причине, как было сказано выше, от работы над этим фильмом отказался Фрэнк Капра. Капра был убеждённым антикоммунистом, и Госдеп часто использовал его, когда надо было на международных кинофестивалях "пресечь распространение коммунистической пропаганды", исходящей от кинематографистов СССР или Китая.

-12

Короче, вымарывание имён инакомыслящих, считающееся традиционным для коммунистического режима, оказывается, является было вполне распространённой практикой в "демократической" Америке, кичащейся своей заботой об авторских правах. И не только вымарывание: Оскара, присуждённого фильму за лучший сценарий, получал тоже не автор. И хотя эпоха маккартизма формально закончилась ещё в 1957 году, Американской киноакадемии потребовалось ещё почти 40 лет, чтобы принять решение о восстановлении элементарной справедливости. Только в 1993 году уже вдове Трамбо, умершего в 1976 году, был вручен Оскар. И только в декабре 2011 года Гильдия сценаристов США решилась таки внести имя Далтона Трамбо как автора литературного сценария в официальные описания фильма и в титры восстановленных версий.

-13

В отличие от многих других американских фильмов того времени, "Римские каникулы" смогли добраться и до советских кинотеатров. Правда, через семь лет после премьеры. Но это ерунда по сравнению с другими картинами. И сокращёнными на 5 минут. Но это ещё большая ерунда! Но зато каким тиражом выпустила этот фильм на экраны советских кинотеатров киностудии им. Горького - 1157 копий. И это вызвало гнев идеологической комиссии ЦК КПСС. Наверное, чтобы не вызывать настоящую ярость партийного руководства советские кинопрокатчики нигде не афишировали реальные данные о количестве просмотров "Римских каникул" в СССР. Но косвенным образом можно прикинуть: в том же 1960 году в СССР вышел фильм "Алёшкина любовь". При тираже в 714 копий его посмотрели 23,7 миллионов человек. Прикиньте, сколько человек могли посмотреть фильм, выпущенный тиражом 1157 копий.

-14

Об оценке фильма "Римские каникулы" рядовыми кинозрителями косвенным образом говорит кассовый сбор, составивший, как указано выше, 12 миллионов долларов, что в 8 раз превысило бюджет картины. Если говорить об оценке фильма Уайлера современными кинозрителями, то 74% пользователей IMDB и Кинопоиска поставили "Римским каникулам" оценки от 8 до 10. С учётом этого показателя и сказанного выше рейтинг фильма по версии FilmGourmand'а составил 8,368, благодаря чему он занимает 387-е место в Золотой Тысяче.

-15

Примерно так же, как кинозрители, оценивают фильм "Римские каникулы" профессиональные кинокритики. Известный американский кинокритик Джеймс Берардинелли оценил фильм тремя с половиной звёздами из 4-х возможных и в рецензии от 6 мая 2021 года написал:

"Спустя почти 70 лет после выхода фильм «Римские каникулы» продолжает оставаться самым популярным в видеотеке любителей романтических комедий. Он воплощает в жизнь все, что обещает, от современной сказки о Золушке в обратном направлении до сдержанного юмора. (В фильме больше смешков, чем откровенного смеха.) Концовка, хотя и не печальная, - это то, что Голливуд может ошибочно изменить сегодня, но она идеально подходит для постановки. Если вы находитесь в настроении для чего-то воздушного и бодрящего, "Римские каникулы" - это то, что вам нужно."
-16

На нетипичность для американского кино концовки этого фильма обращает внимание и известный российский кинокритик Евгений Нефёдов:

"фильм ... оставляет впечатление остроумного и просто умного произведения, вовсе не исчерпывающегося нехитрой историей волшебных каникул, устроенных в своё удовольствие ученицей несуществующей школы. Львиную долю успеха, в том числе коммерческого, обеспечили изумительно точно подобранные исполнители главных ролей....Вот и финал сложно отнести к разряду типичных голливудских «хэппи-эндов»…"
-17

Одри Хепбёрн за роль в этом фильме получила Оскара, Золотой Глобус, премию БАФТА. А гонорар её составил всего 12500 долларов. Сегодня эта сумма равна 120 тысячам долларов. Сравните: в 2006 году на экраны кинотеатров США и многих других стран, включая Россию, вышел фильм "Блондинка в шоколаде" с Пэрис Хилтон в главной роли. Фильм на IMDB и на Кинопоиске получил ничтожные рейтинги от 1,5 до 1,8. И фильм, и актриса были номинированы на звание, соответственно, худшего фильма и худшей актрисы. Но Пэрис за эту роль получила 1 миллион долларов, т.е., в 8 с лишним раз больше чем Хепбёрн за роль в "Римских каникулах". И ещё. При бюджете "Блондинки" в 8,5 миллионов долларов кассовый сбор составил 1,7 миллионов долларов. Из них 1,5 миллионов долларов (почти 90%!) собрано в России! Слава российскому кинопрокату! Если советские кинопрокатчики, находившиеся под жесточайшим идеологическим гнётом, с риском, если и не для жизни и свободы, то уж для материального благополучия, точно, способствовали проникновению на советские киноэкраны шедевров типа "Римских каникул", то российские кинопрокатчики фекализируют экраны кинотеатров "произведениями" типа "Блондинки в шоколаде".

-18

...А Уильям Уайлер после того, как посмотрел пробы Хепбёрн, сказал "Она была прекрасна ... у нашей новой звезды нет ни задницы, ни сисек, ни обтягивающей одежды, ни высоких каблуков. Короче, чистая марсианка. Но она будет сенсацией." Так и вышло.

-19