Мы уже много поговорили о мальчике, который дерется в ответ на дразнилки. А давайте теперь поговорим о мальчике, который его дразнит. Ведь очевидно же, что агрессия в этой ситуации начинается именно с него. Почему он так себя ведет и зачем он все это делает?
Пятилетний мальчик – человек, крайне мало знающий и понимающий о мире. Кроме того, мозг и нервная система в этом возрасте еще в самом начале процесса формирования, и с трудом способны обрабатывать сложные стимулы. Любые сложные стимулы такой мозг склонен упрощать и делать довольно примитивные выводы из весьма запутанных межличностных историй.
Также в этом возрасте необыкновенно велик авторитет значимого взрослого. Родители, близкие родственники, опекуны, воспитатели – самые важные люди в жизни ребенка. С их поведения он и берет образец, им и стремится подражать. Больше ему брать пример, объективно, не с кого. Что бы эти взрослые не делали, к их поведению у малыша будет безоговорочное доверие.
Как мы понимаем, полное психологическое здоровье людей, воспитывающих ребенка, хотя и весьма желательно, но довольно трудно достижимо и исчезающе редко встречается. У людей всегда есть проблемы. И эти проблемы могут выражаться в самом разном виде, включая агрессию. И даже если родители очень любят своего ребенка и не допускают никакой агрессии в его адрес, они могут выражать агрессию в адрес других. А ребенок все это увидит и запомнит.
Вот, например, этот самый мальчик, который дразнился, был довольно умненьким и способным. Очень хорошо все воспринимал и запоминал не по годам. И рос в очень благополучной семье, с хорошим достатком, все у него было. Родители его любили и баловали, все покупали, праздновали дни рождения, возили на море. К своему ребенку они никогда не были жестокими.
Но дело в том, что они были жестокими к другим людям. Они часто высмеивали знакомых, например, за излишнюю чувствительность и доверчивость, которые считали признаком слабости. Для этих людей любая доверчивость, искренность, мягкосердечие было чем-то глубоко отвратительным. Они сами добивались успеха в жизни довольно жестким и циничным путем, а все, кто выбирал другой путь, подвергались с их стороны жестоким насмешкам.
Самыми любимыми их объектами были чувствительные и эмоциональные люди, которые в ответ на унижения остро реагировали и бурно возмущались. Чувствительность этих людей родителей мальчика необыкновенно забавляла, поэтому они делали это снова и снова. В семье мальчика подобные действия были вполне легитимным развлечением. И, конечно, когда мальчик пошел в детский сад, он тут же выбрал для себя такой же подходящий объект.
Родители в своем социуме так развлекаются? Значит, и мне в моем социуме можно. Мальчик совершенно не думал, что он делает что-то плохое. Он ведь не дерется. Драться нельзя – этому его научили, а все, что не драка – вполне разрешено. А раз этот второй мальчик в ответ на дразнилки дерется – нужно пожаловаться воспитательнице. Правда, воспитательница пару раз кого-то и за дразнилки поругала, странная женщина. Поэтому мальчик, который жаждал быть социально одобряемым, дразнился, как вы помните, тайком – не потому, что боялся наказания, а потому что хотел безоговорочно нравиться воспитательнице.
Таким образом, истоки агрессии лежат в том, как именно от взрослого к ребенку передается опыт предыдущих поколений. Если родители или другие значимые взрослые не осознают свое поведение, как агрессию, они будут совершенно спокойно транслировать ее своим детям, ни в чем себя не ограничивая. Дети же, в свою очередь, не обладают никаким другим источником информации, помимо наиболее близких взрослых, и могут научиться только тому, чему их учат, или тому, что им показывают.