Найти тему

Бизнес и армия: от партнёрства до ненависти – один шаг

Совсем недавно на наших центральных телеканалах прошёл один небольшой, но весьма резонансный сюжет о вопиющей халатности: некие неназванные коммерсанты отправили нашим бойцам на передовую совершенно негодные радиостанции, некоторые из которых имели очень маленький радиус действия, а другие легко прослушивались противником, которому западные «кураторы» поставляют свои самые современные и «продвинутые» средства связи и радиоперехвата.

После показа этого сюжета наши штатные теле-пропагандисты, разумеется, метали громы и молнии, но если вдуматься, то возникает вполне логичный и риторический вопрос: «А вы, собственно, чего ожидали?!» Для капиталистического рынка, маниакально зацикленного на получении прибыли, – это скорее правило, а не исключение.

В доказательство можно привести несколько наглядных примеров из истории разных стран.

Ну вот, допустим, была русско-японская война 1904-1905 годов. Мало кто знает, что в те годы некоторые русские промышленники, которые занимались поставками угля на Дальнем Востоке, умудрялись каким-то образом продавать его на обе стороны – и русской армии, и японской. Причём, японцам они продавали высококачественный уголь по дорогой цене, а русской армии поставляли низкокачественный уголь, но тоже по дорогой цене, выдавая его за высококачественный (как это всё знакомо! не правда ли?) А поскольку в те времена двигатели всех военных кораблей работали на угле, эта махинация дала заметное преимущество японскому флоту, потому что, во-первых, русские корабли из-за низкокачественного угля проигрывали им в скорости хода, а во-вторых, разные агрегаты в русских двигателях чаще выходили из строя, опять-таки из-за низкого качества угля. И это стало одной из причин (не единственной, разумеется!), из-за которых русский флот в той войне потерпел сокрушительное поражение.

Другой пример – уже из истории Второй мировой войны. Когда в 1942-1943 годах немцы развернули массовое серийное производство своих новейших и мощнейших танков «Тигр», немецкие военные концерны, которые эти танки выпускали, стали устанавливать в них… кожаные кресла, объясняя это, якобы, заботой о комфорте экипажа. При этом скромно умалчивали, что использование дорогих отделочных материалов, разумеется, увеличивало отпускную цену каждого танка для германской армии. А когда эти новейшие и мощнейшие танки начали отправлять на фронт, вдруг выяснилось, что многие из них до линии фронта своим ходом дойти не смогли, так как сломались по дороге, из-за некоторых конструктивных дефектов. Гитлер тогда устроил своим промышленникам форменный разнос, и они ему клятвенно пообещали, что во всём разберутся, всё устранят и доработают. В итоге они всё-таки кое-как этот танк доработали, но при этом кожаные кресла всё равно продолжали устанавливать. А почему? Да потому что это увеличивало их прибыль! То есть получается, что фактически вермахт был вынужден переплачивать за ненадёжные танки только лишь потому, что в них были установлены кожаные кресла… Как говорится, без комментариев.

Ну и на закуску, более свежий образчик – 1990-е годы, США. Американская нефтеперерабатывающая компания «Халлибертон», аффилированная с тогдашним вице-президентом США Диком Чейни, выиграла тендер на поставку топлива и горюче-смазочных материалов для американской группировки войск в Ираке. И в последующие несколько лет эта компания эксклюзивно (то есть без какой-либо конкуренции) поставляла для американской армии топливо и ГСМ по ценам ВТРОЕ выше, чем среднерыночные. И когда через несколько лет вся эта схема вскрылась, был громкий скандал, контракт с «Халлибертон», разумеется, расторгли, но Дик Чейни к тому моменту уже не был вице-президентом, и в итоге всю эту историю, что называется, спустили «на тормозах». А вот какие суммы денег из кошельков американских налогоплательщиков за это время успели прилипнуть к ручонкам жадного Дика – так и осталось загадкой…

Вот эти три истории, на мой субъективный взгляд, вполне объективно доказывают, что корень всех зол и проблем кроется не в какой-то отдельно взятой стране, а он изначально зарыт в самой сути капиталистического рынка, который во всех странах и во все времена работает совершенно одинаково, по принципу «не обманешь – не продашь».

А для нынешней России, особенно в условиях глобального лобового столкновения с так называемым «коллективным Западом», дальнейшее продолжение либерально-рыночного экономического курса, без всякого преувеличения, смерти подобно.

Ведь не случайно говорил знаменитый русский военачальник генерал Скобелев (а уже после него эту фразу повторял император Александр III), что «у России есть только два надёжных союзника – это армия и флот».

И если наша нынешняя так называемая «бизнес-элита», попытается, по своему обыкновению, «кинуть» и этих союзников, так же, как они «кинули» всех остальных в 90-е годы, то последствия для России могут быть катастрофическими. Так рисковать судьбой тысячелетней российской государственности мы не имеем права.

А посему только полномасштабная национализация, новая индустриализация и социалистическая плановая экономика с её огромным мобилизационным потенциалом могут дать России шанс выстоять в нынешнем глобальном мировом противоборстве и не закончить своё существование так, как закончила Российская Империя.

Нравится это кому-то или нет, но по сути никакого другого пути у нас не осталось.