Найти в Дзене
History mag

Уголок Италии в Москве: Дом Тарасова на Спиридоновке

Италия ближе, чем кажется - почувствовать себя в этой солнечной средиземноморской стране можно прямо в центре нашей столицы.

Городская усадьба купца Гавриила Тарасова (улица Спиридоновка, 30/1), построенная в 1909-1912 гг. известным архитектором И. В. Жолтовским - настоящее итальянское палаццо. Вдохновился мастер Палаццо Тьене XVI века в городе Виченца - сравните два здания сами.

Гавриил Тарасов происходил из известной купеческой династии армянского происхождения (настоящая фамилия - Торосян). Семья владела крупными мануфактурами в Екатеринодаре (ныне Краснодар), а в начале XX века переехала в Первопрестольную и задумалась о постройке фамильной резиденции.

Имя заказчика увековечено латинской надписью: «GABRIELUS TARASSOF FECIT ANNO DOMINI…» («Габриэль Тарасов сделал лета Господня…»), цифры с годом постройки утрачены
Имя заказчика увековечено латинской надписью: «GABRIELUS TARASSOF FECIT ANNO DOMINI…» («Габриэль Тарасов сделал лета Господня…»), цифры с годом постройки утрачены

Тарасов, недавно переехавший в Москву, очевидно, кичился своим богатством - построить классический, роскошный итальянский палаццо в престижнейшем районе Москвы во времена, когда в архитектуре царил стиль модерн, решился бы не каждый.

За свою работу архитектор Жолтовский претендовал на профессиональные награды
За свою работу архитектор Жолтовский претендовал на профессиональные награды

Переступить порог своего роскошного дворца его владельцу так и не привелось: в 1911-м его не стало. Никаких семейных фотографий, снимков оригинальных интерьеров не сохранилось, а в 1917-м особняк был национализирован. В наши дни здесь расположился институт Африки РАН.

Особняк Тарасова (слева) на дореволюционной фотографии
Особняк Тарасова (слева) на дореволюционной фотографии

Сейчас здание представляется единым, монолитным корпусом, но по первоначальному замыслу это было два независимых корпуса, две роскошные квартиры под общей крышей.

Два корпуса разделял широкий проезд во внутренний дворик - сейчас он замурован, а в бывшей проездной арке находится Библиотека Института.

Арка, которая раньше служила въездом
Арка, которая раньше служила въездом

Сводчатое перекрытие проезда поддерживают четыре колонны в два ряда. Интересный артефакт - сохранился даже тот самый ключ, который до сих пор отпирает одну из квартир (а ныне библиотеку).

Внутренний дворик усадьбы создаёт образ итальянского патио, увитого виноградом, утопающего в благоухающих цветах в тени апельсиновых деревьев.

В Москве жара - хочется здесь на лавочке насладится бокалом охлажденного пино гриджио
В Москве жара - хочется здесь на лавочке насладится бокалом охлажденного пино гриджио

В помещениях, которые занимает Институт, находится современная офисная мебель. Самое интересное здесь - это великолепное убранство потолков.

Тарасов поставил перед архитектором единственную задачу: «Главное – роскошь!». Скорее всего, он, провинциальный магнат, был далек от понимания архитектурных течений, а выделиться среди современников очень хотелось. Надо отметить, его задача была выполнена на все 100 процентов.

Росписи потолков – это стилизация под стиль Возрождения.

Потолок полностью расписан по сырой штукатурке. Ни одно из изображений не повторяется
Потолок полностью расписан по сырой штукатурке. Ни одно из изображений не повторяется

Фрески дома — копии известных произведений Пинтуриккио, Тинторетто, Тициана, Джулио Романо и стилизация под ренессансную живопись.

К росписи были привлечены известные театральные художники Игнатий Нивинский и Евгений Лансере
К росписи были привлечены известные театральные художники Игнатий Нивинский и Евгений Лансере

Тут создаётся полное ощущение итальянского дворца.

Фрески на тему «Подвиги Персея»
Фрески на тему «Подвиги Персея»

Самый роскошный потолок в Синем зале - с кесонами, украшенный позолоченной лепниной и росписью.

-11

Потолки ни разу не подвергались серьезной реставрации.

-12

Все люстры остались оригинальные - они были привезены из Италии.

-13

Из других сохранившихся деталей интерьера - роскошные камины, шикарные венецианские зеркала во всю стену, колонны на втором этаже.

В особняк можно попасть, записавшись на экскурсию - свободного доступа сюда нет.

Нам удалось посмотреть лишь некоторые помещения, которые занимает Институт Африки РАН.

Благодаря Институту итальянский ренессанс соседствует с мозаиками на тему Африки
Благодаря Институту итальянский ренессанс соседствует с мозаиками на тему Африки

В особняке множество других великолепно отделанных помещений, где сидит руководство института, а другие сдаются арендаторам. Но даже то, что удалось посмотреть, впечатляет. Сейчас в Институте очень мало сотрудников, комнаты пустуют, а компьютеры и книги покрылись пылью - надеюсь, что когда-то здесь откроется музей для широкого круга посетителей.

Спасибо за внимание!