Найти тему
Край Смоленский

Таинственные подземные коммуникации Смоленской крепости

Видовая фотооткрытка начала XX в.
Видовая фотооткрытка начала XX в.

Многочисленные легенды о подземных ходах в Смоленске стоит отнести к области фольклора. В любом древнем городе эти мифы существуют в изобилии. Но подземные сооружения в Смоленске, безусловно, были. Самые интересные из них – это система древних подземных водоотводов. Дело в том, что местность, на которой расположена древнейшая часть города, изобилует ручьями, родниками и в целом характеризуется заболоченностью, что сейчас, конечно, не так заметно, как в прошлом. В 1889 году при прокладке водопровода на улице Кирочной (ныне ул. Ленина) рабочие наткнулись на протяженную кирпичную трубу. Все обстоятельства этой находки и историю ее изучения изложены в статье заведующего Смоленским историко-археологическим музеем С.П. Писаревым, опубликованной в «Смоленском вестнике», и которую я полностью размещаю ниже.

Кирочная улица (с 1899 года – Пушкинская) г. Смоленска. Начало XX века
Кирочная улица (с 1899 года – Пушкинская) г. Смоленска. Начало XX века

В другой статье Семен Петрович пытался дать ответ, что же такое было найдено на полутораметровой глубине в центре города. Писарев отверг версии подземного хода, «слухов» (подкопов для прослушивания неприятельских работ по закладке подземных пороховых мин), дождевой канализации и пришел к выводу, что эта система кирпичных труб служила для отвода грунтовых вод. На мой взгляд, версия маститого смоленского историка вполне обоснована. Будем надеяться, что ученым-археологам в будущем удастся исследовать остатки этих масштабных подземных коммуникаций Смоленска, протянувшихся на десятки и сотни метров, что добавит новую интереснейшую страницу в историю строительства Смоленской крепости.

Итак, вот описание сенсационной находки 1889 года в самом центре Смоленска:

«Спешим сообщить о следующем факте: 7-го сего октября, к концу дня, рабочие, прокапывая на одной из главных улиц города – Кирочной – канавы для устройства водопровода, напали на глубине двух аршин (142 см) от поверхности на каменный подземный свод. Проломавши его, они увидели, что это какой-то проход или труба, которая тянется на неопределенное пространство в ту и другую сторону, по направлению от востока к западу. Собралась толпа, явились охотники спуститься в подземелье. Кто-то слазил и вытащил оттуда небольшую стеклянную бутылку (фляжку) с рукояткой, еще разбитый горшок черной глины, кусок листового железа и кость животного.
На другой день утром 8 числа городской голова А.П. Энгельгардт пригласил занимающегося смоленскими древностями, заведующего Историко-археологическим музеем г. Писарева для совместного расследования этой трубы. Оказалось, что она выложена из кирпича, такой же величины и размера, какой употреблен был для постройки городской стены. Следовательно, устройство этой трубы современно годуновским стенам города, строенным от 1596 по 1601 год. Такая древность повлекла за собой дальнейшее расследование. Увидали, что форма трубы овальная: ширина 1 аршин и 6 вершков (97,5 см), высота 1 аршин 2 вершка (79,9 см). На предложение спуститься туда явились охотники: крестьяне Семен Кондратьев, Никита Остафьев и Петр Чумаков. Их вооружили железной лопатой, зажженными фонарями, свечами и спичками; привязали к поясу одного из них бичеву-веревку; заказали собирать попадающиеся там вещи и обстоятельно наблюдать все, отмечая изменения в направлении трубы на веревке узлами. Они ползли один за другим, веревка следовала за ними; ее на поверхности разматывали, измеряя в то же время длину ее рулеткою. По временам лазильщики останавливались. На первых порах еще можно было с ними переговариваться. Их, например, спрашивали: отчего они остановились? Ответ был: «здесь поворот трубы». Минут через 15 переговоры прекратились, а бичева все тянулась. Прошло еще 20 минут: веревки размотано было 88 сажень (пространство, которое они прошли по трубе) (187,44 м). Наконец, тяга веревки прекратилась совершенно. В публике явилось недоумение и возбуждение; но сотрясение бичевы извещало о какой-то их деятельности. Прошло еще целых полчаса томительно ожидания, наконец, они появляются из подземелья невредимыми; принесли с собою часть разбитой глиняной миски, раскрашенной по поливе довольно красивыми разноцветными узорами (эта вещь, также и фляжка, как предметы, имеющие археологическое значение, поступили в музей), больше ничего не нашли.
По их рассказам, оказывается, что воздух там «легкий», но местами грязно, кое-где труба почти на четверть занесена илом; в одном месте они, чтобы пролезть, должны были несколько откопать, так как сбоку оказался большой наплыв земли из другой, особой боковой трубы, соединенной с тою, по которой они следовали. Будем называть последнюю «магистральной», а встретившуюся справа боковую – «первой боковой трубой». Они слышали над собою оглушительный стук езды экипажа, в другом месте слышали, хотя и не отчетливый, разговор группы стоящих над ними; они пытались даже кричать: «кто здесь»! Был ли ответ, не могли определить. Идя далее по магистральной трубе, лазильщики встретили еще вторую боковую трубу, круто, почти под прямым углом, поворачивающую вправо, т.е. к северу; затем и сама магистральная труба вскоре тоже круто повернула направо, где, наконец, ее пересекла какая-то стена, уложенная на булыжник, залитом известью; далее идти было некуда, и они повернули назад. Медленность обратного их движения объясняется тем, что:
- они заходили во вторую боковую трубу, ход которой на некотором протяжении оказался тоже прегражденным двумя дубовыми, обтесанными по бокам балками, положенными поперек, а на них утвержден столб, далее идет щебень;
- они измеряли пространство от одной трубы до другой и протяжение поворотов вправо; оказалось, боковое протяжение труб до заграждений одинаково в той и другой трубе;
- самый магистральный ход направлялся не по прямой линии, а делал уклонение то влево, то преимущественно направо, таких уклонений они насчитали семь, отмечая каждое узлом на веревке.
Как сказано было прежде, лазильщики первый от точки отправления или отверстия боковой проход несколько откопали. Приближаясь к нему обратно, они ощутили под собою неожиданно появившуюся воду, которой прежде не было: оказалось, что вода пробилась из раскопанного места, т.е. из первой боковой трубы, и стала вытекать оттуда сильным ключом. Путешественники поспешили возвратиться; последний (Никита Остафьев), несколько отставший от первых двоих, явился из подземелья на свет весь грязный, так как ему около первой боковой трубы пришлось почти плыть по воде.
Раньше путешествия этих троих были произведены разведки в другом конце трубы – в направлении к востоку. Там на пространстве приблизительно 20 саженей (42,6 м) канал делает уклон под гору, и чем далее идти по нему, тем он становится грязнее и более заплывшим; видно, наконец, что он наполовину занесен илом, на своде образовались известковые сталактиты.
Выслушавши и записавши все показания, означенные члены-исследователи заставили лазивших применить и приблизительно проследить на поверхности все 88 саженей со всеми их уклонениями, соображаясь с узлами веревки. Оказалось, что магистральная труба прошла под театром (здание времени Екатерины II). Далее, определению линии следования труб помогло следующее обстоятельство: когда трое лазивших крестьян углубились в проход саженей на 20 слишком, тогда членами-исследователями посланы были люди по разным местам поверхности в направлении трубы следить, не услышит ли кто где стука или разговора лазильщиков в подземелье. Действительно, группа любопытствующих, собравшихся в конце городского сада Блонье, тотчас следующего за театром, слышали (иные приложив ухо к земле) разговоры под землею, а как раньше было сказано: и лазальщики со своей стороны заявляли о том же, даже кричали нескольким разговаривавшим, стоящим под ними. Таким образом, определено было другое место прохождения трубы. Затем веревка, будучи протянута далее, указала, что оба последние прохода труб в правую сторону направились к старым зданиям присутственных мест; одна труба пересеклась приблизительно стеною дома, где помещается губернская типография; а другой рукав трубы прегражден зданием казенной палаты. Расследование было окончено, да и невозможно продолжать дела, так как теперь, вероятно, хлынувшая вода наполнила трубы.

Прилагаю условную схему подземных коммуникаций, обнаруженных и исследованных в 1889 году. Кружком обозначено примерное месторасположение первоначального нахождения кирпичной трубы, пунктиром – маршруты, которые тогда были изучены. Желающие могут уточнить эту схему, по своему разумению. Безусловно, эта схема весьма приблизительна.

-3

Источник: Писарев С. Найдены в Смоленске древние каменные трубы // Смоленский вестник. 1889. 11 октября. №120. С. 2.; официальная группа научно-популярного журнала "Край Смоленский" https://vk.com/kraismol

Автор: Юрий Шорин

Не стесняйтесь подписываться на канал «Край Смоленский». Обещаем вам много интересных и достоверных исторических материалов.

Если материал вам понравился, не забудьте поставить дружеский лайк.

#Край смоленский #история смоленской области #смоленская крепостная стена