Всем привет
С вами Волшебная музыка 🤗✨
Новый период в истории гармонического пения в России начинается со времени Дмитрия Степановича Бортнянского. Духовно-музыкальное творчество с этого времени постепенно освобождается от музыкальных традиций итальянской школы, от излюбленных мотивов общемузыкального итальянского пошиба, не изыскивает внешних музыкальных эффектов, в ущерб их внутреннему содержанию и достоинству, но выставляет на первый план священный текст, молитвенное содержание песнопений, по смыслу располагая музыкальный материал.
Духовная музыка этого периода по своему характеру большей частью проста, доступна и понятна каждому, по своим художественным достоинствам вполне гармонизирует с религиозным настроением души человека, а также по своему направлению и мелодическим особенностям более национальна, чем музыка предшествующего периода.
Концертная музыка этого периода отступает на второй план. Композиторы пишут духовно-музыкальные произведения, соответствующие богослужебному пению. Древняя церковная мелодия, вследствие утраченного интереса к иноземной музыке и значительно окрепшего национального самосознания русского общества, становится предметом пристального внимания и глубого изучения композиторами для гармонической ее разработки. Начало этому направлению и дальнейшему его развитию в истории гармонического пения положил Бортнянский.
Дмитрий Степанович Бортнянский занимает особое место в ряду русских композиторов второй половине XVIIl века благодаря разносторонности и широте своей музыкальной творческой деятельности. Он работал в самых различных жанрах русской музыки и в каждом из них оставил произведения, не потерявшие своей художественной ценности и в наши дни.
Бортнянский писал в стиле умеренно-итальянском. В его произведениях заметен поворот в развитии духовно-музыкального творчества в духе и направлении более национальном. Вступив в должность директора придворной Капеллы, он осознал крайности изысканно-виртуозного и сентиментального направления итальянской школы, осознав всю тщетность западной музыки в нашем церковном пении. Поэтому он стал гармонизировать древние напевы.
Дмитрий Бортнянский - автор множества духовно-музыкальных сочинений, из которых некоторые - классические. Большая часть его херувимских, особенно №5, 6 и 7, по своим художественным достоинствам вне всякого сомнения.
Протоиерей В. Металлов
Кроме своих сочинений Бортнянский дорог для отечественной Церкви как гармонизатор древних мелодий: он первый сделал шаг в сторону наших забытых древних церковных напевов; он создал эпоху в нашем церковном пении, создал це́лую школу со своим направлением и нашел очень многих подражателей.
Своими переложениями Бортнянский положил начало гармонической церковной музыке, хотя и не сделал всего намеченного для воссоздания отечественного церковного пения.
На сегодня всё. Спасибо, что дочитали до конца.
Ставьте лайки 👍
Подписывайтесь на канал 🤗
Увидимся через неделю 😉
С вами была Волшебная музыка ✨
#историярусскоймузыки #волшебнаямузыка #бортнянский