Свой крест. То, чему меня научила Библия. Часть 24.
Что такое «крест» в словах Христа: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною»?
Если буквально воспринимать то, что сказал Иисус своим ученикам с учётом обычаев того времени, то в этих словах заключена сама сущность любого ученичества. Это девиз, клятва и лозунг того, кто пришёл к Учителю научиться. Первое – нужно отречься от самого себя ненаученного для того, чтобы обрести вновь самого себя и стать самим собой наученным. Как абсолютно правильно говорят дети: «не учи учёного»… Второе – перед отречением нужно познать самого себя понимая кто ты есть и кем хочешь стать и у кого ты хочешь научиться. За кем ты хочешь идти? Третье – ты должен хотеть не чуть-чуть подучиться, а стать сначала как Учитель, чтобы к его умениям, воспринятым тобой, добавить свою самость и превзойти его. Это полная, то есть вездесущая и всемогущая, всесторонняя, безоговорочная и безусловная преданность, верность и подчинённость Учителю, готовность постоянно учиться и изменяться, оставаясь целостно самим собой, возрастая и развиваясь в отношениях с Учителем от подчинения через сотрудничество к благодарному почитанию учителя переросшим его учеником. Это путь обретения веры, указанный Сыном Божиим. «Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит»… Потому Христос и говорит своим ученикам: «Не бойтесь» ничего и никого, следуйте за Мною, слушайте Мои слова и делайте то и так, как Я говорю вам. И будет вам по вере вашей.
Обычное толкование слов «брать свой крест» - означало в то время полную покорность. В Риме, когда приговорённого вели на казнь распятием, его волю ломали до тех пор, пока он сам не брал свой крест и нёс его к месту казни. На самом деле в греческом подлиннике было использовано слово, которое звучит как «ставрос» и означает не крест, а бревно, столб или кол, который также использовался для казни распятием. Так, что такой перевод сути применённого Христом образа не меняет. Считалось важным, чтобы распинаемый сотрудничал с палачами в своём распятии. Человек полностью утрачивал веру в возможность спасения, понимал, что всё равно смерти не избежать, и нет никакого смысла самому нести этот свой крест или ставрос, но его пытками приводили в состояние абсолютной покорности и выполнения любой команды палача, чтобы попытаться хотя бы сократить длительность мук. В то время, когда Христос говорил своим ученикам и иным слушателям из народа эти слова, они означали абсолютную покорность и готовность исполнить любое слово Христа. Требование «отвергнуться от себя» так же понятно. Любой ученик, который пришёл к Наставнику научиться чему-то, должен не себе внимать, а впитывать как губка слова, взгляды, жесты, опыт и умения Наставника, подражать ему, и делать то, так, там и тогда, как Он говорит, тогда есть шанс научиться тому, что умеет Наставник. Эти образы самоотречения и взятия своего креста были понятны его ученикам в то время. Это основа ученичества и ныне. А чему эти же слова учат нас через более чем две тысячи лет, когда у нас Библия есть, а видимого, слышимого, осязаемого живого Наставника и Учителя в человеческом разумении нет? Мы не видим Его глаз, жестов, не слышим Его слов, не чувствуем Его запах… Апостолы не менее трёх лет жили вместе с Ним, ели, пили, песни пели, молились, трудились, спали, рыбу ловили, разговаривали, спорили… а нам ныне доступно только чтение слов, их восприятие, переживание, и раздумия над прочитанным. Вопрос сформулировать и задать можно, но ответ приходится в Библии искать самому.
Рискну предположить, что свой для человека Крест – это объединение, образованное пересечением воль, воли Бога с волей человека. В пересечении линий общей является всего одна точка, всё остальное относится к несовпадению этих воль. В любом случае пересечение двух множеств меньше их объединения, если нет полного совпадения. Пересечение воль Бога, мужа и жены, образует пространственный крест, всё иное в случае двух только воль, крест плоский. Воля – это дух, ветер, поток. Пересечение духов, ветров и потоков образуют вихрь, смерч, тайфун, на окраинах, границах и фронтах которого творится хаос, нестабильность, порывы, разрушения, страшная жуть и тяжкий ужас…, но в центре силы которого всегда есть Бог, и там место покоя и благости: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас». В эпицентре любой бури, как её ни назови, - Господь. Но, чтобы прийти к Богу в центр необходимо прорваться через бушующие окраины и фронты. В этом случае чем мощнее твоя воля, тем страшнее будет тайфун, через который тебе предстоит пройти вначале твоего пути к Господу. Если же отказаться от своей воли, и принять волю Божию, то для тебя никакого тайфуна нет по определению, ты всегда в покое и в благости. Вот так. В теории легко, на практике – почти невозможно. У меня нет такого опыта, чтобы я видел духовное становление человека, которого на восьмой день от рождения крестили, и он с того времени вырос в вере и в церкви, впитав в себя и надлежащим образом исполняя все Слова Божии. То, что пишут в житиях святых, написано так, что ни читать, ни тем более поверить в то, что написано решительно невозможно. Так, что нам не то, что не святым, а даже на самую малось не подсвяченным, тем кто хочет, приходится прорываться через внутренние страхи и внешние кошмары, преодолевая краевые и граничные условия.
Пространственный крест – это дух в котором сила, мощь и энергия. Подключаем к пространству время и получаем динамику - жизнь и временную, и вечную, пока есть время.
Это пересечение воль, влекущее добровольное объединение и обретение общего духа, соединение мощи душевных эмоций, кураж совместного творчества умов, гармонию красоты и мудрости Богочеловеческого воссоединения.
Желание абсолютного пересечения воль Бога и человека, как параллельное и совпадающее сосуществование, на мой взгляд, и лицемерно и никому не нужно. Сколько не выпей Крови Христовой и сколько не съешь Его Плоти во время причастий всё равно Христом не станешь. Это очевидно, сколько не пей вина вином не станешь, сколько хлеба не ешь не станешь хлебом. Бог тебя иначе устроил, создал человеком, поэтому важно Человеком стать однажды и им потом остаться. Всегда хотеть того же чего хочет Бог по своему безволию, зачем такой помощник Богу? Мой незначительный опыт руководства говорит о том, что сотрудник, не имеющий своих взглядов, своего мировоззрения, своего мнения и своей воли, готовый всё исполнить ровно так, как я скажу, не представляет для меня никакой ценности и интереса. Нет от него никакой добавленной стоимости. Это не сотрудничество, и не братство, это - рабство. Лучше сделать самому, потому что он при всём старании всё равно что-то сделает не так. Я просто или не сумею или не успею объяснить ему как нужно сделать, чтобы было так.
Как найти свой Крест, который есть, с другой стороны, занятие своим делом на своём месте в своё время в своей компании сотрудников Божиих? Очень просто. Он легкий и его радостно нести. И бремя несения оставляет ощущение благоприятности. Нести не свой крест - невыносимо тяжело и ненавистно. Мы не можем повторить путь Христа с Его Крестом. Мы не боги. Он принял на Себя все страдания, нам оставил радость. Слова «страдание» и «радость» исходят от одного корня «рад». Поэтому Христос посреди нас во веки. Он нам рад, а мы Ему. Все ли!? Нет, не все. Мир делится на «тех» и «этих» пока не настал момент, когда «будет одно стадо и один пастырь». Любимый ученик Христа так передаёт Его слова: «Сие заповедаю вам, да любите друг друга. Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел. Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир». Чёткое разделение на «вам», «вас», «вы» и на всех остальных, тех кто кроме «вас», которые составляют «мир». Ученики Христа тоже до избрания были от мира, но потом Христос их из рыболовов сделал человеколовцами. Ловцы и овцы. Вот такое разделение. И никуда от него не денешься. За что ловцов ненавидят овцы? И как мир различает ловцов? И кто такие эти ловцы? Это по слову Христа те, которые, во-первых, захотели следовать за Христом, во-вторых, так сильно захотели, что отверглись себя, в-третьих, нашли и взяли свой крест и, наконец, в-четвёртых, последовали за Христом любить Святым Духом Бога Отца, слушать, слышать и исполнять Волю и Слово Божие. Любить Бога, самого себя и ближнего своего как образ и подобие Божие. И было бы всё легко и благостно, если не надо было бы ещё и любить врагов. То есть любить надо и тех и этих!? Вот тебе и Голгофа!? Как научиться любить врагов? Христос указывает путь. Сначала научись любить Бога. Потом научись любить себя, так как ты уже научился любить Бога. Потом научись любить тех из ближних, которые для тебя "те", так как ты уже любишь Бога и себя в Боге и с Богом. И только после этого благоприобретённого опыта любви, наконец, если хватит времени, терпения и сил, то постепенно, не торопясь учись любить "этих", то есть врагов. Но опять же в меру, ибо диавол тоже враг. Значит и враги тоже делятся на "тех" и "этих"!? Итак, надо начинать любить тех, кого получается у тебя любить, постепенно расширяя круг. Господь тоже в Своё время сотворил для Себя двоих, а не миллиарды сразу... И как бы сказал, вы размножайтесь, а я посмотрю, что из этого выйдет, лишних утоплю, остальных разделю на избранный народ и остальной мир и попробую избранных воспитать любящими и праведными. Продолжилось всё тем, что пришёл Христос и избрал совсем малую кучку, всего двенадцать учеников, а остальным сказал: "кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною". То есть все остальные, кто не хочет идти за Ним - живи как хочешь. Хочешь?! - Вперёд! Спасайся. Не хочешь? - Как хочешь! Оставайся. Так и случилось, и происходит по сей день. Вольному - воля, спасённому - рай. Главное - не бойся и не унывай. А что!? Мне, например, нравится рыбу ловить, а человеков не нравится. Человеков ловить легко. Они на всякую дрянь клюют и сами из воды, как из штанов, выпрыгивают, и начинают орать, как оглашенные, так что сразу после вылова ловец испытывает только одно желание - последовать примеру Господа и снова утопить. А рыбу словить - тут труд нужно приложить и умение обрести, и в процессе и после вываживания получаешь удовольствие. Рыба после вылова может и ненавидит рыболова, но молчит. Был один случай, когда рыбка заговорила, да и то только для того, чтобы показать старику какая у него баба дура! Вот так. У каждого свой крест. И так хорошо, что именно у каждого свой именной.
Богу Богово, а бесу бесово. Все измены и предательства сатана предлагает совершать из милости и человеколюбия под маской борьбы за равноправие. Мол, из-за любви, можно и нарушить волю Божию относительно тебя, любовь же превыше всего, ведь это истина? На самом деле, предлагается, как всегда, как змей Еве, как Пётр Иисусу, изменить или отменить волю Божию относительно тебя, то есть стать самому даже не вровень, а (чего там? - уж падать с коня, так знать за что!), выше Бога. Такой человек думает: «Ну, зачем я пойду за Христом? Я пойду своим путём. У Него Свой Крест, а у меня свой». Значит и пути могут быть разные. Разными путями можно прийти к одной цели, если они к ней ведут. Каждому - своё. И такие мысли находят опору в Библейской истории. Апостол Павел, будучи до поры до времени фарисеем и книжником Савлом, свой крест нёс не следуя, а преследуя Христа, как заклятого врага всего Иудейского народа. И пока Бог ему человеческим голосом не объяснил в чём его Павлов истинный крест и каков его Павлов путь, он сам по своей воле и не хотел идти за Христом, в хорошем смысле этого слова, и не отвергался от себя любимого фарисея, и не брал свой крест в христианском понимании и не следовал Христу. Вот так. Чтобы наконец прозреть ему сначала надлежало ослепнуть. Так нужно ли своевольно хватать нечто, про что ты сам себе думаешь, что это твой крест, а не чужой, и, отвернувшись от себя самооплеванием, торопливо бежать за Христом, то есть туда, куда ты самонадеянно думаешь, что Он тебя туда за Собой зовёт? Или по примеру Павла ждать, когда прямо и недвусмысленно услышишь своими ушами Слово Божие относительно тебя, чтобы его потом исполнить в меру своего умения и разумения, обоснованно надеясь на помощь Того, кто тебя на это дело поставил? А пока не услышал живи в мире со своей совестью, трудись, плодись, размножайся и держи уши чистыми, будь готов услышать Слово, чтобы его исполнить. Дело тут совсем не в страданиях, а в имении умения услышать и соблюсти, то есть исполнить. Не лезь сам на Голгофу, если Бог тебя об этом не просит. Если Бог не просит, то это бес подначивает, мол, бери Крест Господень и делай как Он... Чего ждёшь?..
Апостол Павел говорит: «Не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую; не можете быть участниками в трапезе Господней и в трапезе бесовской. Неужели мы решимся раздражать Господа? Разве мы сильнее Его?». Вот. Не надо бесить Господа, тем, что смешиваешь святое и грешное. А такое смешивание происходит от торопливости. Всему своё время. Если мы причастились истинно от одной плоти и крови, то мы плоть от плоти, кровь от крови Христа. Плотью и душой мы постепенно становимся подобными Христу. Дело за духом. Благодать, личную благую весть мы получаем каждый свою от Духа Святого по мере веры своей. Это и есть наш крест, у каждого свой неповторимый. Это - стать самим собой. После этого, если хочешь, то берешь свой крест и следуешь за Христом к Отцу, не блуждая где попало с кем попало, ибо сам Господь тебе путь указал и осветил. А со светом, совсем другое дело - со светлыми намерениями и мыслями... Красота!
Когда приходит время и наступает Успенский пост и Крестопоклонная неделя, в народе называемая медовым Спасом, возникает естественный вопрос: «А в чём же мёд Креста»? Апостол Павел в своём слове о кресте называет его силой Божией, повторяя слова Писания: «погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну». Есть два крайних направления человеческой мудрости и мудрования. Первое - вся мудрость направлена на то, чтобы сказать всему миру, а значит и Богу: «Ты – мой»! Это - Царь. Другая крайность, сказать миру и Богу: «Я – твой»! Это - раб. Пилат написал своей рукой на табличке: «Иисус Назорей. Царь Иудейский». Вот так. На одном кресте распят и раб, и царь. И об этом Пилат сообщил на трёх языках: евреям, грекам и римлянам. Божественная мудрость заключается в том, чтобы сказать друг другу: «Мы – вместе»! Как Отец и Сын, как братья и сёстры. А где же третий, где Святый Дух? А Он всегда вместе с теми, кто сказал друг другу: мы - вместе. Этим погублена раздельная личная мудрость мудрецов, и отвергнут разум ищущих крайности. Мы - вместе. В этом красота и гармония. А в крайностях, как известно, нет ни гармонии, и, естественно, красоты. И Иисус на кресте сказал своему уверовавшему соседу: «истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю». Это завет быть всем вместе. У каждого свой крест, но в рай попадают только вместе с Христом со своего креста. В этом мёд креста. Вся человеческая мудрость это - враньё. Довод, который заставил Пилата отдать Иисуса на распятие, известен – «нет у нас царя, кроме кесаря». Никто из участников процесса не сомневался, что это утверждение есть оглушительное враньё. Но судья Пилат удовлетворил прошение лжеца. С той поры истец есть лжец, и в суде царит ложь. Кому нужна такая мудрость? К чему приведёт такой разум? Только к царству рабства. Разделяй и властвуй. А Бог, по словам апостола Павла, «предусмотрел о нас лучшее - дабы они (святые) не без нас достигли совершенства». То есть опять же - вместе! Медовый спас это - когда вместе. Поклонимся кресту и войдём в новый день вместе с Богом. «Господи, дай мне руку Твою и введи меня в эту всегда новую элементарную частицу бесконечного течения вечного времени, названную Тобой днём. Как мне оставить в нём след достойный Твоего мнения обо мне, Твоей любви ко мне, во славу Твою? Научи и Благослови меня на первый шаг этого дня, который укажет весь путь. Аминь.»
Путь - одно из важнейших понятий в жизни человека. Всё что с человеком произошло от зачатия до смерти и всё, что сделано им за жизнь, всё умещается в короткое слово - путь. В Библейской истории путь играет определяющую роль в отношениях Бога и человека. Когда Господь изгнал Адама из рая, то «поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни».
С той поры человек ищет путь к дереву жизни, и когда-то, вероятно, обрящет. Через некоторое время после изгнания людей из сада Господь организовал самое тотальное уничтожение поголовья всего живого, которое произошло опять же в связи с путём. «И воззрел Бог на землю, и вот, она растленна, ибо всякая плоть извратила путь свой на земле». Последствия извращения своего пути известны - потоп. Из этого места Книги Бытия следует, что для каждой твари Бог предусмотрел некий свой особый путь. Он каждой твари был известен, но самовольно ею извращён без Божьего благословления. Бог не направляет каждый шаг всякой твари, дозволяет отклонения и даже извращения, однако видит все блуждания не по тому пути, который Он им предначертал, и принимает порой жёсткие меры по возврату тварей на пути Своя. Что же это за путь для человека, который Бог считает Своим и требует от человека им ходить? До потопа Бог мало общался с людьми. Известно, что Бог благословил человека и его жену и сказал им: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над зверями, и над птицами небесными, и над всяким скотом, и над всею землею, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле». Никаких иных указаний о пути не было. Что именно из этого извратили потомки Адама и Евы? Согласно Священному Писанию, проблем с размножением не было. Библия говорит, что «увидел Господь Бог, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время» и «земля растлилась пред лицем Божиим, и наполнилась земля злодеяниями». Таким образом, можно предположить, что Бог ожидал от людей наполнения земли добром, а они наполнили её злом. То есть плодились злом, злодеяниями наполнили землю и владыками оказались настолько злобными, что исцелению уже не подлежали, только потоп. Но не всех решил Бог потопить от раскаяния. Ной оказался не такой как все. Хоть какое-то утешение Творцу, хоть кто-то оказался приличным человеком. «Ной же обрел благодать пред очами Господа Бога. Вот житие Ноя: Ной был человек праведный и непорочный в роде своем; Ной ходил пред Богом». Непорочность в роде своём от человека не зависит. Ходить пред Богом - можно лишь тому, кому Бог дозволяет. А вот к праведности в помыслах, в думах и в поступках стремиться - это путь и это поступь. Вот он путь спасения - в согласовании поступи со своей совестью, и эта поступь, наверное, и есть путь Божий, Богом промысленный для каждого. В этом суть - ходить пред Богом. То есть не играть с Господом в прятки, как Адам, а быть открытым. Как будто от Бога можно что-то скрыть, хоть мысли, хоть намерения, хоть дела?! А что в части путевых предписаний изменил Господь после потопа? Напутственное слово было таково: «И благословил Бог Ноя и сынов его и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю и обладайте ею; да страшатся и да трепещут вас все звери земные, и весь скот земной, и все птицы небесные, все, что движется на земле, и все рыбы морские: в ваши руки отданы они; все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам все; только плоти с душею ее, с кровью ее, не ешьте; Я взыщу и вашу кровь, в которой жизнь ваша, взыщу ее от всякого зверя, взыщу также душу человека от руки человека, от руки брата его; кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу Божию; вы же плодитесь и размножайтесь, и распространяйтесь по земле, и умножайтесь на ней». Мне представляется, что после потопа Творец значительно увеличил количество дорожных указателей, показывающих угодный Ему путь человека. Правда перед этим Он обещал, что больше поражать всего живущего не будет. Это меняет дело в отношении всего живущего, но оставляет беспокойство о судьбе всякой живущей твари в отдельности. Тут никаких обещаний не дадено. Моисей, как, несомненно, мудрый человек, хорошо усвоил, что суждения Бога о личных путях человеческих непредсказуемы, ибо неисповедимы, а кара сурова, но справедлива, поэтому в разговоре с Господом об исходе из Египетского рабства он почти ультимативно сформулировал: «Если не пойдёшь Ты Сам с нами, то и не выводи нас отсюда». Вместе с Богом шагать весело, радостно и, казалось бы, безопасно. Но не так оказалось на самом деле. Совсем не все вышедшие в Исход дошли туда, куда их вёл Бог. То есть вопрос угодности Богу личного пути человека не утратил своей актуальности для тех, кто хочет спастись от гнева Божия. Спас нам дан. Это Иисус Христос. Он сказал, чтобы мы сильно не маялись в поисках своего пути угодного Богу, что Он и есть этот самый путь. Кто хочет, тот отвергается от себя, берёт свой крест и следует за Ним. Что может быть проще?! Христос так и говорит: иго моё легко, а бремя - благо. И это действительно так. Нужно только перестать конкурировать и поедать, кусая друг друга, живьём, а начать сотрудничать и для начала дружить, а потом, не ровен час, и любить друг друга в хорошем смысле этого слова. Так и Царство Божие придёт на землю. Кто против? Кроме самого человека не вижу противников. Сатана сидит в человеке и говорит: «Да ты чё?! Да ты же лучше их, ты же больше любишь Бога, нежели они»! И всё. Никакого сотрудничества, только олимпийские игры и чемпионаты мира... Христос дал нам предупреждение, что каждый ответит за свои мысли, помыслы, слова и дела.
Жизненный Путь по оси времени состоит из периодов встреч и мгновений одиночества. По оси плодоношения, то есть обретения знания и умения его применения, многое зависит от того, с кем или с чем встречается человек и того, как его одарил Господь способностью извлекать мудрость из общения с этими кем или чем. В качестве примера можно привести то, что все на студенческом потоке, слушают лекции одного и того же профессора, но научение у каждого получается поразительно разное. Так же обстояло дело и у учеников Иисуса Христа. Можем ли мы сами оценивать творим мы добро или зло? Наверное, да. Мы же можем судить о других только по себе или по вере им, как себе. Если у тебя есть совесть, а ты себя считаешь не лучше друга, то есть она и у того, кому ты веришь, как себе. А что на моём пути произошло? Я не встречал людей, от которых исходило бы только зло, или только добро. Кроме того, есть правда и в том, что русскому хорошо, то немцу - смерть. Утверждение «я лучше всех» так же лживо, как и «я хуже всех». Я не помню себя таким, чтобы я вдруг решил - всё, надоело делать хорошо, сегодня буду делать плохо. Плохо получается как-то само, не со зла. Чаще всего от глупости человека, считающего себя самым умным. Вот только объяснить это в суде, так чтобы тебе поверили, не всегда получается. Это я, как адвокат, знаю наверняка. Если твоя самооценка совпала с оценкой тебя Господом, то ты нашёл себя и свой путь. Для этого нужно чтобы Бог тебе сообщил Своё мнение о тебе, а ты бы с ним согласился. Это и есть смирение и нетворение зла. Проблема в том, что Бог совсем не всем это сообщает. Как узнать? Только познанием Бога. Познание это - и есть путь. Для одних это непрерывная смена впечатлений от череды встреч и расставаний, для других раздумья в одиночестве с проблесками встреч. У каждого свой путь и свой попутный ветер Святого Духа. Христос говорит: «Следуй за мной», чтобы человек не блудил и не тратил время и силы зря на томление духа и суету сует. Бог предлагает нам путь жизни и путь смерти. Христос указал: «Я есмь путь и истина и жизнь». Это не перечисление, это одно в трёх ипостасях. Иоанн Предтеча затем спрямлял пути Господу, что лучи физического света способны искривляться в полях и средах, а лучи Божественного Света - нет. Это прямой путь в Воскресение жизни, да только грехи не пускают.
Впервые в Библии Бог заговорил о грехе с Каином, сыном родителей познавших добро и зло. Бог часто употреблял слово "грех", но определение ему так и не дал. Если собирать значение слова из случаев его использования, то получится, что в каждом случае грех это - желание, мысль, слово или поступок, направленные мимо цели, указанной для этого случая Богом. Грех это - не послушание Богу или послушание не Богу. В любом случае - мимо Бога или без Бога. То, что человек творит без Бога. Бог не был рад тому, что люди познали добро и зло без Него, поверив не Ему, а змею, что не умрут. Казалось бы, люди обрели совесть без непосредственного участия Бога, однако дерево то это Бог сам насадил и показал его Адаму зачем-то!? И всё произошло так, как было задумано Им Самим. И опять же, змей этот, откуда-то всё заранее знал про дерево. Бог не назвал помыслы и поступки Адама и Евы, связанные с этим деревом, грехом. О грехе Бог заговорил с Каином увидев, как сильно Каин огорчился тому, что Богу дар Авеля понравился больше его дара. Это было первое соревнование между братьями вместо сотрудничества. Огорчение, вероятно, было следствием гордости, породившей зависть и желание решить проблему улучшения отношения Бога к себе не за счёт совершенствования себя, а за счёт устранения конкурента. И Каин остался жить и метод прижился среди людей. Почему Богу больше по душе пришлись дары овцеводства, чем плоды земледелия? — вопрос отдельный, с грехом, возможно, не шибко связанный, но интересный, так как Адаму Он приказал именно землю возделывать, а не овец пасти. Дело с огорчением Каина было так. "И сказал Господь Каину: почему ты огорчился? и отчего поникло лице твое? если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним". Из этой истории можно сделать несколько выводов. Первый - грех возникает у того, тогда и там, кто в это время и в этом месте не делает доброго. Если человек не занят добрым делом, то тут и до греха рукой подать, только дверь открыл... и вот он грех лежит у порога в завлекательной позе и влечёт к себе, гадость такая... Грех находится не внутри, а вне человека, и этот грех имеет личностную окраску - лежит у дверей и пытается обмануть, злоупотребить, привлечь... С грехом человек способен установить отношения господства над ним. Христос говорит, что если греху удалось стать привлекательным для человека, то он становится рабом греха. А как господствовать над грехом? Ответ, возможно, прост. Пока ты занят деланием доброго, пока стараешься делать его хорошо и для Бога, чтобы Бог потом Сам распределял блага среди тех, кто собрались во имя Его, у тебя нет времени и сил делать что-то помимо или без Бога. Если ты сотрудничаешь с Богом в Его команде и под Его руководством, то о грехах можно забыть. Как в сказке - "стали жить поживать и добра наживать". А вот, если ты захочешь сам творить добро без Бога и дарить людям от своего имени плоды своего труда, то грех лежит у порога и влечёт тебя самым безобразным образом. Такое хотение и есть гордыня - мать всех грехов. Человек, вкусив от дерева познания добра и зла, обрёл не только совесть, как добро, но и гордыню, как зло и следствие неразумия. А как же?! Ведь сам Бог сказал, что Адам стал как один из Нас, то есть четвёртый в Троице. Есть от чего с ума сойти! Бог в Библии не делил грехи по степени тяжести. Хулу на Святого Духа нельзя считать грехом, потому что это полное отрицание Бога. Нет Бога - нет греха. Безумие это - не грех. Это кара. С 590 года в православии Святитель Григорий Великий ввёл список семи смертных грехов, как будто остальные грехи - бессмертные. Вот они: гордость, зависть, чревоугодие, блуд, гнев, алчность (жадность) и уныние (лень). На мой взгляд, все грехи происходят от недоразумения (явного недостатка разумения), то есть от нарушения гармонии или принципа необходимого и достаточного. Гордость, это чрезмерное чувство собственного достоинства. Достоинство должно быть у человека, ибо он создан по образу и подобию Божию. Но достоинство, понимаемое не как предпочтительность твоя в глазах Божиих, а как неповторимость и необходимость каждого в общем деле сотрудничества. А иначе - недоразумение. Зависть – это чрезмерное перетягивание одеяла Божиего на себя. Вместо радости от того, что каждому дано нести свой крест, человек пытается занять чужое место и делать не своё дело, как будто оно любимее Богом. Это тоже недоразумение. Понятно же, что каждый должен плодиться своими плодами и каждому - своё. Чревоугодие? - Бог создал человека так, что он не может не дышать, не пить, не есть. Причём то, чем он дышит, то, что пьёт и ест, всё должно быть хорошим, то есть полезным для человека и доставлять радость. Бог и Сам в Ветхом Завете требовал Себе в жертвоприношение лучшее из того, что было у человека. Человек, подражая Богу, тоже желает себе хорошего, но меру надо знать. Во всём. Как Бог. Лишнее - зло от недоразумения. Блуд?! - Господь приказал мужу к жене прилепиться и размножаться, а значит гармоничное влечение к такому делу - богоугодное занятие. Мера в размножении дело тонкое, но если в поте лица плодиться, как требует Господь, то можно не беспокоиться о том, что размножение получится чрезмерным. Разве только в результате недоразумения. Гнев - одна из черт личности Бога, и праведный гнев также необходим для борьбы со злом, как милосердие для победы добра. И только гнев от недоразумения - грех. Алчность плоха только в том случае, когда она излишняя. Необходимый и достаточный резерв позволяет выжить в тяжёлый год. Недоразумение - жить без резерва, но если так судить, то вся моя жизнь ранее и сейчас - сплошное недоразумение. Лень также необходима человеку, как искусство восстановления сил и необходимого отдыха, ибо Сам Бог на седьмой день почил, предоставив человеку показать на что он способен в продолжении дела Божиего. Таким образом, все семь страстей или насущных потребностей человеку необходимы, и они грехами становятся только при утрате гармонии, чувства меры, нарушения принципа необходимого и достаточного, что происходит, в конечном счёте, от недостатка разумения. Вон Каину Господь всё разжевал, по полочкам разложил, сказал сиди, мол, дома, добро делай, не ходи за дверь, там грех лежит, а Каин всё равно проявил тупое непослушание и вляпался в грех братоубийства. Адам и Ева не знали добра и зла и потому не могли совершить грех. А Каин уже знал, и кроме знания, его Бог прямо предупредил и предостерёг, поэтому он - согрешил. Возможно этот грех надлежит считать первым. А дальше дело пошло у людей ходко, ибо дурное дело не хитрое. Чтобы грешить думать не надо - сплошное недоразумение. Почему грех так прижился среди людей? Потому, что не делать добро, легче чем его делать. Бог сказал плодиться. Если послушаться, то нужно трудиться в поте лица всю жизнь хорошо делая добро. Любой иной путь - грешный. Но всё дело в том, что грешный, но допустимый. Бог так мало поставил человеку красных флажков, и так близко его приблизил к Себе, что можно вполне по недоразумению подумать, что их нет вообще. Во всяком случае метод пробного расширения зоны допустимого люди применяют с детства. И вот эта жизнь на грани стирания различий и приводит к непослушанию. Я помню, как всерьёз хотели стереть различия между умственным и физическим трудом, между городом и деревней. Человек по недоразумению желает стереть различия между собой и Богом, между тварью и Творцом. Недоразумение? —Несомненно. Но так создал человека Бог. Ему видней зачем. Иисус сказал Петру: Если Я хочу..., что тебе до того? Наше дело жить и грешить, а Его - вершить и прощать. Может для этого мы и нужны друг другу? И всё равно хочется попробовать жить так, как сказал Бог: плодиться, размножаться, наполнять землю и владычествовать над сотворённым Богом миром. Ну хотя бы с грехом пополам! Грех это - жизнь. Жизнь без царя в голове. А царь - Христос. Жизнь без Христа - и смех, и грех, и недоразумение. Три в одном!!! Классика жанра творения. Это – жизнь.
Что такое жизнь христианина? - Путь верующего со своим Крестом к общей Цели через единую для всех Дверь. Так можно прочитать Евангелие.
Бог в лице Иисуса Христа прямо поставил верующим цель, которая в изложении апостола Матфея записана так: "Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный". Апостол Лука записал эту же мысль немного иначе: "Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд". Милосердие - основа совершенства. Эта постановка цели основана на требовании Бога Отца, который передал его евреям через Моисея: "Будьте святы, потому что Я свят". Мне показалось интересным, что древнееврейское слово, означающее целость в смысле совершенства, перешло в греческий текст, как совершенство в смысле достигнутой цели, а в русском языке оно созвучно слову "тело". Тело человека как триединство духа, души и плоти с кровью, на самом деле создано и может быть совершенством (у некоторых людей мы это видим), потому что человек создан по образу и подобию Бога. Итак, цель жизни христианина по мнению Сына - стать, как Бог Отец. Слово "как" означает стать сообразными внешне и подобными внутренне, сущностно Богу Отцу, но остаться при этом человеками. Это именно то, что змей пообещал жене Адама в раю. И по признанию Бога ("Адам стал как один из Нас"), так и произошло. У Адама всё произошло быстро и просто, вкусил плод от дерева познания добра и зла, который ему дала жена, и стал, аки Бог. У нас не так, нам нужно для этого всю жизнь положить, брать свой крест и следовать за Христом след в след. Шаг влево или вправо расценивается, как попытка к бегству в блуд. Что нужно делать, чтобы стать, как Отец? У Бога в отношениях с человеком три основных статуса: Он - Творец, Он - Владыка и Он - Учитель. Бог Ною и сыновьям сказал: плодитесь и размножайтесь - это дела совершенного творчества; наполняйте землю, распространяйтесь по земле и обладайте ею - это дела милосердного владычества; умножайтесь на ней и любите друг друга - это дела благословенного учительства познанию, передачи и умножению знаний. Сам же Бог Отец Моисею сформулировал цель жёстче, убрав слово "как". "Будьте святы, потому что Я свят". Не становись как Бог, а будь добёр быть святым, оставаясь человеком. Серафим Саровский так понял учение Иисуса Христа: "Истинная же цель жизни нашей христианской состоит в стяжании Духа Святаго Божьяго. Пост же и бдение, и молитва, и милостыня, и всякое, Христа ради делаемое доброе дело, суть средства для стяжания Святаго Духа Божьяго. Заметьте, батюшка, что лишь только ради Христа делаемое доброе дело приносит нам плоды Святаго Духа".
Обретение Святого Духа путем Христа ради делания добрых дел это - путь к святости, чтобы стать святым. Апостолы с самого начала стали называть друг друга и своих учеников святыми. Потом они всех своих ставленников стали называть священство, среди которых, (раз уж они как боги), выделялись отцы, преподобия, преосвященства, и даже святейшества. Бог - Он просто святой, никакое Он не святейшество. Святейшество это - святее святого. Мне кажется, что это присвоение себе званий "святой" и производных от него только на том основании, что некто стал священником, епископом, митрополитом или патриархом, немного не то, что Бог имел ввиду. Слова "святой", "священник", "преосвященство" и "святейшество" для людей можно в случае адекватной самооценки брать в кавычки. Так честнее было бы. А так как-то неискренне выходит. Серафим Саровский тоже говорил, что на торжище жизни нужно покупать плоды Святого Духа, делая добрые дела ради Христа, а не ради получения духовного сана или повышения по службе. Разбирая слова Антония Великого о цели жизни христианина можно прийти к выводу, что он видит цель в том, чтобы попасть в команду Бога и сотрудничать с Ним под Его руководством, делать то, что Он велит и помогать Ему в том, что Он делает. В совете Серафима Саровского главная проблема в том, чтобы купить именно плод Святаго Духа, а не что-нибудь иное. То есть нужно знать то, что ты хочешь купить и иметь возможность купить это. Это не просто. На ум приходит только один совет - Сам решай. В совете Антония Великого проблема найти эту команду Бога, услышать и понять просьбу или указание Бога. Где искать эту команду? Самое простое начать с членов церкви, но не с тех, кто уже считает и называет себя святыми, а с кающихся грешников, тех, которые стремятся к сотрудничеству с Богом возможно с участием советников, но без посредников. Я искал и ищу, но пока не нашёл. Рассуждая о цели христианской жизни, Гегель подарил миру очень простую и понятную мысль. Цель жизни христианина это - длясебябытие, то есть процесс самопорождения Духа в качестве конкретного присутствия всеобщего в конечных предметах. Если вдуматься, как говорит Винни Пух, то я скорее согласен со всеми троими, чем склонен с ними спорить. В Иисусе Христе Цель идентична Пути, потому что Он и Бог и Путь и Истина и Жизнь. Цель Жизни есть Жизнь, если эта жизнь с Богом. Жизнь с Богом это и естественное сотрудничество и благое обретение Святого Духа, ибо Он от Бога исходит, а самое целесообразное длясебябытие это - дляБогасебябытие и в этом цель христианской жизни. Всё что ты делаешь для Бога это то, что ты заберёшь с собой, когда тебе Христос откроет дверь для вступления в продолжение жизни. Христос это называет спасением. Цель временной жизни как спасение для открытия длясебяпродолжения жизни после смерти, как окончания жизни временной. Кто-то верит Христу и хочет спастись, кто-то не верит, но всё равно хочет продолжения жизни. Но есть и такие, кто не хочет спастись. Есть и такие кому всё равно, что и как будет дальше после смерти физической. Все мы разные. Нас так сотворил Бог. И установил нам цель - стать святыми. По Сеньке ли шапка? Бог таким вопросом не задавался и ничьим мнением не интересовался. Нельзя выпить человеку за жизнь Енисей, но, это не причина не пить вовсе, напротив - коли хочешь пить, так пей, на он и Енисей.
В так называемый с православии собор Богородицы, кроме неё входят царь Давид, как основатель рода, Иосиф Обручник, как духовный муж Девы Марии, его сын Иаков, сопровождавший Марию и Иосифа в Вифлеем и в Египет, ставший впоследствии апостолом, и, конечно, сын Марии и Сын Божий Иисус. Иисус по возрасту самый юный, то есть последний, но является не только в этом соборе первым, но и главой всей Своей Церкви. Так последние станут первыми. Они являют собой прекрасный пример соборного сотрудничества с Богом и друг с другом в обретении Святого Духа на пути к святости. И у них с Божьей помощью всё прекрасно получилось. Получилось Божественно. Получилось у них, значит есть надежда, что и у нас получится. Есть надежда на оправдание.
Оправдание шире, чем просто признание отсутствия нарушения. Оправдание буквально понимаемое означает дать правду, то есть истину, а значит отношение Бога к событиям, деяниям, замыслам, к человеку. Апостол Павел считает, что "если я снова созидаю, что разрушил, то сам себя делаю преступником". То есть признавая вину, признавая совершённое ошибкой, и предпринимая последующие действия для её исправления, человек сам себя делает преступником. Иначе говоря - что сделано, то сделано, и не о чем жалеть. Тот, кто пытался нечто созидать знает точно, что без ошибок, без переделок, нет ни процесса, ни результата созидания. Невозможно созидать снова, что разрушил, ибо то же самое не получится никогда ни у кого. В процессе творения нельзя без разрушения. Бог оправдывает признание ошибки и её исправление в творчестве человека, ибо Сам неоднократно совершал корректировки разрушением и новым созиданием. То огонь, то потоп, то землетрясение. Бог благословляет человека плодиться и размножаться, то есть оправдывает его плоды, его потомков и самого плодородителя. Человек, следуя за Богом, также благословляет Бога и оправдывает Его, признавая приоритет Творца, как Отца, и признавая себя частью творения всего тварного мира. Слова Иисуса о том, "кто хочет... следуй за Мною", о потере своей души на этом пути, о тех, кто постыдится это - всё о том, что кто хочет, тот признаёт приоритет Бога, а кто хочет сам быть богом, но быть следующим за Христом, постыдится, того и Иисус в своё время постыдится оправдать. Ибо это оправдать нет никакой возможности. "Богами мнят себя ничтожества, являя всем своё убожество." Некоторые, как говорит Иисус, "не вкусят смерти, как уже увидят Царство Божие, пришедшее в силе". Некоторые, это те, кто искренне, до вкушения смерти, признали приоритет Бога. Это и означает - по своему хотению следовать за Богом отвергнувшись себя (поставив себя на второе место - следующий за Богом!) и взяв свой крест, то есть никогда не постыдиться этого своего места и своего предназначения как сотрудника Божия. Свой крест, это к вертикали Бога, следуя за Ним по ней добавить и нести добровольно по Его зову свою горизонталь. Так образуется крест. К таким людям ещё при земной жизни приходит Оправдание в виде Царства Божия, причём не абы как, а во всей своей всемогущей силе Воскресения. И, что самое радостное во всей этой истории, что тут главное - захотеть. Господь так и сказал: "Кто хочет... - сле... дуй за Мною". А кто не хочет, тот не верит в Воскресение, даже несмотря на то, что вот оно - пришло! С Воскресением оправдания!!! У Бога все приговоры оправдательные. А для некоторых - уже. Радуемся вместе, что нам удалось это рассмотреть!
Чтобы слепому прозреть надо, чтобы совпало сразу несколько моментов, так описал Апостол Марк случай с Вартимеем, сыном Тимеевым. Первое - нужно сидеть у дороги с надеждой, что когда-то мимо тебя пройдёт Бог со своими друзьями. Второе - нужно услышать, что мимо идёт Бог. Третье - нужно суметь сподобиться так докричаться до Бога, чтобы Бог позвал тебя. Четвёртое - на зов Бога нужно всё сразу бросить, как слепой сбросил свою верхнюю одежду, и налегке предстать перед Ним. Иисус спросил "чего ты хочешь от Меня?" - только не ори! Такая народная иерихонская игра в поддавки - как будто Бог сам не знает чего ты хочешь от Него!? И наконец, пятое - нужно сформулировать правильно обращение и просьбу. Ответ слепого - "Учитель, чтобы мне прозреть" - показал его веру и готовность учиться, то есть взять свой крест прозрения и следовать за Ним, за Учителем. И Иисус так и отвечает слепому, не прозрей говорит, а - Иди! И он тотчас прозрел и пошёл за Иисусом по дороге. Далее в Писании ничего не сообщается о дальнейшей судьбе этого Вартимея. Наверное потому, что с ним все и так ясно, он, прозревший пошёл за Иисусом. Им стало по дороге друг с другом и человек пошёл за Богом. Дальше пути, как известно, разойдутся, но состояние прозрения и видение духовное, Богом дарованное, останутся. С ним всё понятно, про него Бог уже сказал: "вера твоя спасла тебя". И когда мы с утра просим - "Господи, даруй мне мудрости, разума и ума, просвети во мне очи мои сердечные Твоим Светом, вдохнови и обрадуй Твоей Истиной, наполни дух мой Твоим животворящим Духом Слов Твоих Святых" - мы просим о прозрении, чтобы открыл нам Бог по какой дороге идти за Ним. Он нам указывает путь и пролагает маршрут, но, мы, думая про себя, что мы знаем более быстрый путь, не всегда верим Ему... Быть может зря. Зря, прозря не идём за Иисусом по дороге. Это понять можно, ибо отвергнуться от себя, взять свой крест и идти за Ним – страшно…
Примерно через тридцать лет после снятия Христа со Креста римляне отдали приказ закопать то место, на котором стоял этот Крест и закопали всё вместе с ним. Почти через триста лет в 326 году римляне же отдали приказ откопать это место и нашли на нём Крест, дощечку с надписью вины и гвозди. Он оказался животворящим, как, наверное, и всё к чему прикасался Господь. По слову Апостола Павла "мы проповедуем Христа распятого... Божию силу и Божию премудрость". В распятии человека, как написал о Нём Понтий Пилат «Иисус Назорей, Царь Иудейский», соединились сила и мудрость Божии в одно, действие с мыслью, слово с делом. Иудеи просили указать Его вину "потому что сделал Себя Сыном Божиим", а Понтий Пилат вместо этого записал "Царь Иудейский". Царя распять можно, а Бога распять невозможно. Крест обрёл животворящую силу от подвига Человека Иисуса Назорея. Человек исполнил Божью волю, сказал "совершилось!" и, преклонив голову, предал дух, чем дозволил всем человекам стать Ему детьми по духу и истине. Именно люди откопали Крест, воздвигли его, и поклоняются ему, сделав день воздвижения праздником. Люди изменчивы и противоречивы. То оскверняют и закапывают, то преклоняются и откапывают, то докопаться хотят до истины..., а, докопавшись, не верят никому. У каждого свой крест, говорит Господь. Но, наверное, он, как и всякая истина, не лежит на поверхности. Нужно потрудиться, чтобы докопаться. Что копать нужно вглубь, и копать пока не докопаешься, это понятно. Не очень понятно, где именно копать? Когда смотришь вокруг появляется догадка, что многие не крест свой ищут, а совсем не там роют яму другому😂. Рыть под или нарыть на самого себя, тоже глупо. Предание говорит, что место, где надо копать указал римлянам старый еврей по имени Иуда. А нам у какого Иуды спрашивать? На всех старых евреев не напасёшься!? У ясеня с тополем спрашивать бесперспективно. Только Бог один и знает, где зарыт твой крест. Значит у Него нужно и спрашивать, чтобы не рыть наобум Лазаря. Спросите и дано вам будет в ответ знание, ибо по словам Апостола Иоанна, "он знает, что говорит истину, дабы вы поверили". Воздвижение Животворящего Креста Господня, соединяет воедино Божию силу недостижимую и Божию премудрость непостижимую. Но познавать Господа всё равно надо, ибо в этом смысл жизни человека.
Из Слов Иисуса мы узнаём о трёх видах открытий или трёх способах познания. Иисус спрашивал учеников Своих: за кого вы почитаете Меня, Сына Человеческого?... Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты — Христос, Сын Бога Живаго. Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах. Получается, что мы можем познавать мир плотью или сердцем, другим способом является познание кровью, то есть познание душой, и третьим видом является познание духом, то есть умом. Познание плотью это процесс и результаты общения самого с собой. Душевное познание - общение с душами людей и иных тварей, душу имеющих. Духовное познание - общение с Духом Святым, Который от Бога Отца исходит - созерцание, ощущение, слышание, наблюдение и думание. Поскольку в словах Петра содержится вся необходимая и достаточная твёрдая основа веры, то Иисус дал ему обетование (устное заверение обеспеченное Словом Божьим): «и Я говорю тебе: ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее». Этими словами Сын Бога Живаго передал нам свою веру в человека, способного, по Его мнению, к объединению и единению между собой и с Богом, способного продолжить дело Божьего творения и Божьего учения путем сотрудничества для сорадования. Борьба с силами нечистых духов будет, но врата ада не одолеют тех, кто смог объединиться и сохранил единство всё претерпев до конца. Апостол Павел говорит, что то, «что приготовил Бог любящим Его» - «не видело того око, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку». Иными словами - в такую Любовь невозможно поверить человеку?! Но, «что невозможно человекам, то возможно Богу». Человек как бы попросил Бога: «Господи, будь человеком»! И Он им стал!!! Появился «Человек Христос Иисус». Как и чем можно измерить такую Любовь Творца к своему творению? Иисус говорит: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня. Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее». Достоин Бога только человек, стремящийся изо всех сил любить всех безмерно, как Бог. Не более, и не менее, а именно безмерно. Любовь не знает меры, её мощь нельзя измерить лошадиными силами. Её не надо сберегать, ибо она безмерна, её надо растрачивать, дарить. Любое сбережение, скупердяйство, в том числе и душевное, бессмысленно и бесплодно по своей сути. Нужно вкладывать душу в то, что делаешь, в свой крест, нужно дарить тепло души своей людям, животным, цветам, травинкам и заре... А сбережение это - самоубийство. Христа ради и во имя Сущего нужно дарить всему миру радость всеми силами своей души. Растрата это - наш путь благодарения! Может быть, в этом и есть своё маленькое человеческое счастье, у каждого своё!?