Железная дорога – это зона повышенной опасности, и каждому необходимо знать и выполнять элементарные правила поведения на ней. Мы побеседовали с начальником отдела охраны труда и повышенной безопасности Крымской железной дороги Михаилом Макарчуком о том, как правильно себя вести на железной дороге.
Будьте бдительны
С начала года произошло десять случаев травмирования граждан на инфраструктуре Крымской железной дороги. Все они были со смертельным исходом. За аналогичный период прошлого года жертв было вдвое меньше.
Основная причина гибели людей на железнодорожных путях – их собственная беспечность, уверен наш собеседник.
– Переходя железнодорожные пути в наушниках или уткнувшись в мобильный телефон, человек абстрагирован от всего окружающего, он не смотрит по сторонам, не слышит окрики, на оборудованных переездах не обращает внимания на опущенный шлагбаум, работающую световую и звуковую сигнализацию… При условии того, что машинист локомотива подаёт сигнал большой громкости, всё равно это нередко не оказывает никакого влияния на человека, который из-за гаджетов не видит и не слышит ничего вокруг. Такие ситуации, к сожалению, приводят к фатальным последствиям, – рассказал Михаил Макарчук.
Прописные истины
Перед тем как пересечь железнодорожный путь, необходимо снять наушники, убрать телефон, взять своего ребёнка за руку и посмотреть по сторонам. Стоит ли говорить, что переходить дорогу следует исключительно в специально оборудованных для этого местах. Не поленитесь пройти лишние 200-300 метров до перехода. Не стоит рисковать: сэкономишь минуту – потеряешь жизнь!
Необходимо понимать, что движущийся железнодорожный состав невозможно остановить мгновенно. Например, при скорости 120 км/ч тормозной путь может составлять до полутора километров. Чудес практически не бывает – пострадавшие остаются инвалидами с ампутированными конечностями, тяжёлыми черепно-мозговыми травмами, повреждениями внутренних органов...
Иногда для попадания под состав не нужно даже стоять на рельсах: воздушным потоком человека может просто затянуть под поезд.
Посмотри по сторонам!
Даже на прямом участке пути при хорошей видимости люди по невнимательности иногда не замечают состава. Машинист поезда видит человека, подаёт звуковой сигнал, начинает экстренное торможение. Но, так как человек идёт и не реагирует, из-за большого тормозного пути не всегда удаётся предотвратить трагедию. Также нужно понимать, что у поезда сзади ещё 20 вагонов, в которых находятся люди, которые при экстренном торможении могут упасть и травмироваться. Предотвращая наезд на одного человека, существует риск травмировать большое количество людей, которые едут в
поезде.
Рекомендации и правила
Если по какой-то причине вы застряли на участке железнодорожного пути и не можете его покинуть, необходимо любыми подручными средствами подавать сигналы, чтобы вас могли заметить люди поблизости и машинист состава. Можно снять с себя что-то из одежды и размахивать ей, чтобы машинист успел увидеть вас заранее и предпринял экстренное торможение.
Нельзя пролезать под вагонами или между ними, даже если состав стоит без движения, так как вы не можете знать, в какой момент поезд начнёт движение. Также не пытайтесь запрыгнуть в движущийся состав, уцепиться за него или влезать на крышу. Если даже не прикасаться к контактному проводу, а просто находиться рядом с ним, можно получить удар током, несовместимый с жизнью.
Опасно находиться между двумя движущимися составами, так как при этом образуется воздушный поток такой силы, что человека может затянуть под колёса поезда. Попав в такую ситуацию, рекомендуется присесть или даже лечь на землю, чтобы уменьшить нагрузку на тело, создаваемую воздушным потоком.
Соблюдение этих элементарных, на первый взгляд, правил безопасного поведения на
железной дороге может сохранить самое дорогое – жизнь и здоровье.
Сотрудники КЖД регулярно проводят лекции в учебных заведениях, рассказывая о
правилах поведения в зонах повышенной опасности, размещают информационные
стенды на вокзалах и стан-циях.
– Мы с вами должны чётко осознавать: сколько бы мероприятий ни организовали и ни провели сотрудники железной дороги, без понимания каждым человеком элементарных правил безопасности на инфраструктуре железной дороги, без их применения результатов добиться будет очень непросто, практически невозможно, – подвёл итог беседы Михаил Макарчук.
Дмитрий ПОЛУЭКТОВ