Найти тему
Мгновение истории

“И дома и замужем” | Цумадои - древняя брачная традиция у японцев

Цумадои - брачно-семейная традиция эпохи Ямато (3-6 вв. н. э.), Асука (552-645) и Нара (645-794), позволяла женщинам, выступая в брак, оставаться жить в доме матери. Там же проживали и все её дети, так как родство признавалось по материнской линии. Такая форма семьи была официально признана повсеместно на архипелаге. Традиция не поддерживалась только в императорской семье, где родство велось по линии отца.

Эта гравюра принадлежит следующей эпохе - Хэйан, но вряд ли это имеет решающее значение для изображения романтичной встречи))
Эта гравюра принадлежит следующей эпохе - Хэйан, но вряд ли это имеет решающее значение для изображения романтичной встречи))

Интересен тот факт, что муж женщины в её дом не принимался, он жил отдельно, своим домом. Дословный перевод понятия цумадои - “посещение жены”. То есть по ночам он мог посещать супругу, а с рассветом возвращался к себе домой, отдохнуть от и так не слишком обременительной семейной жизни. Исходя из этой традиции, можно предположить, что он тоже мог предпочесть жить под материнской крышей.

Брак цумадои мог быть и полигамным. Состоятельные мужчины имели право брать несколько жён, если справлялись с их содержанием. Его возможности и притязания ограничивались лишь статусом и размером кошелька.

Женщинам полагалось быть верными, но на практике общество частенько “закрывало глаза” на то, что даму посещают более одного кавалера. Логично, если предположить, что в других условиях мог просто возникнуть “дефицит” женщин.

Ведь мужчины всегда стремились подчеркнуть свой статус наличием гарема и тем, кто попроще, просто не хватало бы “свободных” подруг. На тот момент индустрия секс-услуг в Японии, считающаяся респектабельной, ещё не развилась. А ведь главное - соблюсти внешние приличия.

И об этике (хотя у нас с ними разный “подход” к вопросу), и о законности, и о тонкой эстетике этих отношений древние японцы заботились вполне основательно. Просто их понятия базировались на весьма практичных основах. Этичным считалось добросовестно исполнять все принятые в связи с супружеством обязательства, а демонстрировать похоть, собственничество, привязанность, ревность - не этично.

Браки могли заключаться довольно рано, юноше должно было быть не меньше пятнадцати, девушке - не меньше тринадцати. Конечно, в таком юном возрасте гораздо безопаснее и приятнее оставаться “под крылышком” любящей и заботливой мамы, чем оказаться в чужой семье на “птичьих правах”, как это было принято в патриархальных семьях.

Но и матриархальной, кстати, эта форма отношений тоже не является. Носителем социального статуса и власти в обществе продолжал оставаться мужчина, несмотря на матрилокальность. Статус и материальное положение кандидата в мужья строго оценивались семьёй девушки, чтобы общее потомство могло занять высокое социальное положение, а он сам, пользуясь привилегиями брака цумадои, не превратился в отца -“кукушку”.

Такая форма отношений, как цумадои, стала не только социально и юридически приемлемой (отражена как основная форма брака в кодексе Тайхорё, 710 г. н.э.), но обрела и особую эстетическую форму. “Свидания” как до заключения брака, так и после, предполагали некие обязательные ритуальные моменты. Прощаниям после “досвадебных” посещений полагалось быть ранними, под предрассветное пение соловья, неторопливыми и куртуазными.

Вернувшись к себе, возлюбленный писал романтичное послание в стихах и отправлял его даме сердца со слугой, прикрепив письмецо к веточке. Слова, полученные от “милого” придирчиво оценивались семьёй девушки. Три “тайных” посещения обычно означали заинтересованность в браке. После этого “новоиспечённый” муж мог задержаться в доме супруги и до завтрака. А режим последующих посещений уже целиком зависел от его желания.

Женщина за счёт брака - цумадои могла значительно поднять свой статус, но оставаться независимой от от общего быта и ежедневной рутинности отношений. Без необходимости делить кухню со свекровью или другими жёнами “благоверного”. И никаких стирок и штопки мужниных кимоно и таби. Только возвышенное общение.

Несомненно, практика цумадои имела и другую сторону, порождала любовное соперничество, упрёки, скрываемые страдания. Но именно благодаря утончённым страданиям влюблённых дам, тайно плачущим “в рукава”, мировая литература получила первые любовные романы.

Для мужчины цумадои - способ легально обзавестись несколькими жёнами и обеспечить себе разнообразие, но сохранить привычный уклад жизни. Он мог иметь максимальное количество детей, не обременяя себя необходимостью постоянного участия в семейно-бытовых вопросах и неурядицах. Физическая забота о его потомстве была возложена на семью жены, а он сам мог посвятить свободное время карьере, медитациям или занятиям изящными искусствами.

Общие дети были защищены социально и материально как матерью, так и отцом, который мог забрать ребёнка у матери, если стремился воспитывать его сам или передать на воспитание более “подходящей” женщине. Если мужчина желал, он мог взять одну из жён к себе в усадьбу и сделать “госпожой из Северных покоев” - видимо, понятие, аналогичное положению “главной жены”.

Правовой обычай также был требователен к такому браку. Можно было развестись, но оставить жену без причины или ради женитьбы на другой - нельзя. Муж был обязан не только проявлять уважение и заботу по отношению к жене, но так же и по отношению к её семье.

В этот момент некоторые из современных мужчин в ужасе схватились за сердце, ведь при наличии нескольких жён, пришлось бы угождать ещё и нескольким тёщам. Нелёгкая задачка для психики и кошелька обычного мужчины!

Но на этот случай мог быть применён и особый вариант цумадои - мужчина женился на женщинах, приходящихся друг-другу родными сёстрами (такой брак называется ещё сороратным). Поэтому для него лично многожёнство не каралось наличием нескольких тёщ. А уж одной-единственной тёщеньке способен угодить и самый обычный зять, не так ли?

Подписывайтесь на канал, чтобы ближе познакомиться с мгновениями истории😊