Найти тему
My Music Memories

Шедевры советского рока: Сектор Газа

Всем привет! В крайнем выпуске ШСР мы говорили об Альфе, эта тема вызвала живой интерес у читателей. В той статье я назвал Альфу "культурной версией группы Сектор Газа (периода до 90-х)", поскольку у обеих групп была "сильная текстовая составляющая, да и с музыкальной-эмоциональной стороной все было в полном порядке". Этот пассаж спровоцировал следующий комментарий:

"Статья ни о чём! автор перечислил песни и всё. при чём даже не по альбомам. и ухитрился сравнить с с Сектором газа! это Сектор газа может сравнивать надо? всё таки лет на 10 позже появился. да и всё равно что сравнивать? Сергей Сарычев реально Гений! Музыкант с большой буквы а Юра Клинских извините не музыкант.... какие песни писал Сарычев. А у Сектора газа всё достаточно простенько и однообразно. как автор додумался сравнивать апельсин с зелёной краской?"

Итак, сегодня я расскажу о том, почему я считаю группу Сектор Газа шедевром советского рока.

Фото концертного состава группы начала 90-х (слева направо): В. Лобанов (гитара), Ю. Клинских, А. Ушаков, С. Тупикин, В. Якушев (здесь и далее - фото из Интернета)
Фото концертного состава группы начала 90-х (слева направо): В. Лобанов (гитара), Ю. Клинских, А. Ушаков, С. Тупикин, В. Якушев (здесь и далее - фото из Интернета)

Нужно оговориться: речь пойдет о раннем СГ (до 1991-го года) - собственно, о чисто советском периоде.

Группа Сектор Газа была образована в 1987 году Юрием "Хоем" Клинских в городе Воронеж. Изначально коллектив фактически состоял из самого Юрия, затем к нему для концертных выступлений присоединился бас-гитарист Михаил Финк, позже его сменил Семен Титиевский. К 1989 году сформировался классический состав Сектора: Юрий Хой - вокал, автор песен, Игорь Кущев - гитара, Сергей Тупикин - бас, Алексей Ушаков - клавишные, Александр Якушев - барабаны, а в 1990-м к группе присоединилась Татьяна Фатеева - бэк-вокал.

Поначалу группа выступала в воронежском рок-клубе, а также на немногочисленных выездных концертах. В 1989-м в одном из воронежских ДК Сектор Газа записали свои первые магнитоальбомы «Плуги-вуги» и «Колхозный панк». Эти альбомы в то время не получили распространения за пределами Воронежа. Широкая молва о Секторе пошла в 90-м, с выходом и распространением через "пиратов" альбомов "Ядрена вошь" и "Зловещие мертвецы".

Развороты аудиокассет двух альбомов
Развороты аудиокассет двух альбомов

Надо сказать, что материал из двух первых магнитоальбомов позже был перезаписан и выпущен на других альбомах группы - "Колхозный панк" (1991) и "Сектор Газа" (1993).

Ну и что, скажете вы, мало ли было таких вот групп-самоучек по разным уголкам Союза? Почему именно Сектор Газа, и чем тут вообще восхищаться, если что ни песня у них, так там мат-перемат стоит? Какой же тут шедевр?

Что ж, начну защиту!

1. Сектор Газа как музыкальный феномен конца прошлого столетия окутан кучей мифов и баек, порожденных их же музыкой. Получилось, что в для многих СГ прослыли сатанистами (т.к. много песен на "темные" темы), матершинниками (т.к. много песен с обсценной лексикой) и алкашами (немало песен про всякого рода увеселительные мероприятия и их последствия, порой в подробностях). Понятно, что даже сам факт такого дурного имиджа уже является отличным плацдармом для дальнейшей раскрутки и успеха (многие группы, подражавшие Сектору, были бы рады и малой доле дурной славы рокеров из Воронежа). К чему я все это? К тому, что даже сам факт первого "приближения" к группе Сектор Газа, даже если вы никогда не слышали ни одной их песни, говорит о том, что эта группа народная, на слуху, к ней нет однозначного и прохладного отношения - а стало быть, группу можно назвать влиятельной, популярной, ее творчество живет и по сей день. О Хое и Секторе не перестают снимать фильмы, писать книги, записывать трибьют-альбомы, снимать ток-шоу и даже устраивать концерты с голограммой (как в лучших традициях русского рока последних десяти лет).

Трек-лист трибьют-альбома 2020 года
Трек-лист трибьют-альбома 2020 года

Но было бы достаточно группе для такой всенародной любви и славы просто быть провокаторами, поющими матерные частушки? Ну, в период перестройки, ну, в первые годы 90-х, а потом все - такого добра было полно везде, и никого это уже не впечатлило бы. Чтобы успех продлился на многие годы, этой яркой эпатажной форме (панк-жлоб-року, как определяли свой жанр сами музыканты) нужно было содержание - только оно смогло бы увековечить их творчество в русскоязычной музыкальной культуре. И, разумеется, такое содержание у Сектора было.

2. С музыкальным содержанием у СГ и в 80-х, и в 90-х было все очень любопытно и в то же время ловко.
Почему
ловко? Потому что многие их песни были сыграны на мотив (либо с использованием) известных тогда мелодий, иногда дело доходило до использования чужого инструментала целиком - вот вам "пост-ирония" до того, как это стало мейнстримом (например, альбом "Кащей бессмертный" целиком был построен на чужих инструменталах - RHCP, Anthrax, Ace of Base, Queen и др.). Кстати, именно поэтому (из-за плагиата) многих песен СГ сейчас нет на стриминговых площадках.
Я думаю, ловкость маневра с плагиатом по сути не имела умыслом кого-то обокрасть и специально как-то "обжучить", тем более, что в то время очень трудно было представить, чтобы, например,
KISS, прознав, что СГ вставили мотив из песни "Heaven's on Fire" в свою песню "Страх", и начали бы судиться с воронежцами. С одной стороны, это выглядит как плагиат в целях личного обогащения (обогащения своей музыки чужими музыкальными идеями), а с другой, это переработка, в результате которой создается новый объект интеллектуальной собственности, и на прежний объект возникают смежные права у переработавшего. Скорее всего, в то время Сектору просто казалось забавным делать эдакие переделки известных песен, под "горячую руку" Хоя попадали и советские песни, как, например, заход на мотив известнейшей "Птицы счастья" в "Эстрадной песне" из магнитоальбома "Плуги-вуги":

Допускаю, что были и случаи, когда с авторами "песен-доноров" как-то договаривались. Первым на ум приходят небезызвестные "Частушки", записанные на мотив "Бухгалтера" Комбинации.

Почему любопытно? Я считаю музыку Сектора до 90-го года очень аутентичной по звучанию. Неважное качество записи; инструментальные партии, прописанные с одного "тейка" (а потому в моментах "кривые", не попадающие в темп машинной ударки); местами грязно/фальшиво спетые вокальные партии (а местами плохо пойманные микрофоном фразы) и так далее. В то же время в записи использовались уже сейчас являющиеся раритетными гитарные примочки (и то, как они технически были записаны), синтезаторы и все остальное, что создало тот уникальный звук - звук эпохи полукустарной записи конца 80-х. Я, например, тащусь от звучания и магнитоальбомов, и альбомов 90-го года ("Ядрена вошь" и "Зловещие мертвецы"). Одна из моих любимых песен того периода - "Нас ждут из темноты":

Что касается технических "скиллов" музыкантов СГ: понятно, что навыки игры музыкантов не хватали звезд с неба (там не было гитариста-шредера или типа того), но все было на своем месте и на достаточном для формата группы уровне.

Что касается композиторской составляющей музыки СГ: с этим был полный порядок. Мелодизм, кач, динамика, разноплановость звучания (подчеркиваю эту деталь!) - все присутствовало. Мелодии были простыми, но запоминающимися, рифы были несложными, но убедительными.
Про разноплановость - обратите внимание на альбом "Ядрена вошь": здесь есть и открывашка "а ля рус" на балалайке ("
Мы - совковые ребята"):

и диско с рифом в стиле новой волны британского хэви ("Импотент"):

и пустынно-восточный "Караван":

и что-то в духе новой волны/романтичного пост-панка ("Возле дома твоего"):

а также куча всего другого, не менее любопытного)

Статья о Секторе в одной из советских газет
Статья о Секторе в одной из советских газет

3. Лирическое содержание - собственно, то, из-за чего группа (во всяком случае, русскоязычная) остается в веках, поскольку текст для русской песни, как мы знаем, первичен. Чем же так хороши песни Сектора тех лет (до 90-х)?

Эти песни - сюжеты (реалистичные и не очень) о разных (смешных и не очень) случаях из жизни простого (как правило, провинциального) человека тех лет. Спектр тематики песен СГ очень широк, здесь найдется место всему и всем, на любой вкус, что называется.

Пройдемся хотя бы по магнитоальбомам:

1) в альбоме "Плуги-Вуги" вы услышите в том числе песню "Видак" (о том, как два товарища в первый раз смотрели "видик" и что из этого всего приключилось), уже упомянутую сатирическую "Эстрадную песню" (где высмеивается излишняя культурность и неестественность поп-эстрады), "Плуги-Вуги" (песенка об ударниках труда, не без юморка на злобу того дня), песню "Пасха" (о том, как обстоит быт рассказчика в этот церковный праздник - с традициями, рефлексией и все же просачивающейся сквозь все это русской тоской), ужастик "Вальпургиева ночь" (технически первый студийный хоррор от Сектора).

2) магнитоальбом "Колхозный панк" нам подарил одноименную хитовую вещь (песня о деревенском парне-панке, который планирует уехать из деревни по причине разногласий с общественностью на тему его образа жизни), песню "Местные" (о том, как бывает небезопасно перемещаться из одного района города в другой на свиданье к "зазнобе"), шикарную балладу "Утопленник" (одна из моих любимейших вещей у Сектора, она всегда меня завораживает своей трагичной детальностью и в то же время романтизмом сюжета).

Получилось, что у Сектора была идеальная комбинация составляющих в музыке: внимание можно было привлечь матерком + каверами на известные мелодии, а там уж и расслушивалась сама суть песен (деревенские сюжеты о простых людях, попадающих в различные ситуации и истории). Все это, наверное, слушалось очень свежо, интересно и жизненно. Тем более, что советский рок в то время по своему лирическому наполнению в большей части следовал традициям западных коллег и советской эстрады (лирика была в основном любовная, философская, на общие социальные темы и так далее) - а Сектор выдавал неслыханные доселе пируэты до смеха и слез!

Можно сказать, Сектор Газа - одна из немногих групп, гармонично дополняющих образ советского рока в целом, появление Сектора показало, что советский рок имеет свое живое лицо, что он не только кивает в сторону "фирмачей" и строго следует мировым рок-канонам, но и обнажает другие стороны человеческой жизни - да, не самые возвышенные, не самые литературные, но, так или иначе, имеющие место быть. Именно СГ нанесли на карту лирических образов в музыке тех лет простого человека со всеми его шероховатостями и "неприлизанностью", и то, что народ услышал эту музыку, показало, что потребность в подобном поджанре рока того времени однозначно была.

А как вы относитесь к творчеству группы Сектор Газа?

#секторгаза #юрахой #русскийрок #советскийрок #музыкальныеальбомы #рок-музыка #рок-н-ролл