Киноподборка: чехословацкая новая волна
Чехословацкая новая волна — уникальное движение в европейском кинематографе, вобравшее в себя одновременно визуальные и повествовательные эксперименты других европейских «новых волн» и политический заряд репрессированного общества 1960-х Восточного блока. Несмотря на госмонополию на кинопроизводство, авторам, выпускникам FAMU (Пражской школы кино и телевидения) удавалось снимать картины на острые темы, а также продолжать традиции авангарда 1930-х. Движение развивалось в сотрудничестве с современной чешской литературой. Конец ему положил ввод советских войск в Чехословакию в 1968-м. Многие ключевые авторы отправились в эмиграцию или получили запрет на профессию.
«Любовные похождения блондинки», Милош Форман
Девушка по имени Андула живет в провинциальном промышленном городке, где на одного парня приходится 16 невест. На танцах она знакомится с Милдой — симпатичным юным музыкантом из Праги. Они проводят вместе ночь, но парень никак не мог ожидать, что его случайная знакомая приедет повидаться с его родителями.
Почему именно это кино: Форман снимает не актеров, неизвестные лица, потому что они дают фильму неповторимость. Только она может превратить типы в людей из плоти и крови. Сказочная история получает лик подлинности и превращается в эпический фильм.
«Дело для начинающего палача», Павел Юрачек
Случайно переехав одетого в костюм кролика с часами, господин Гулливер оказывается перед домом своего детства, войдя в который теряет связь с реальностью. Странный уклад жизни общества в алогичном городе Балибарни непонятен путешественнику, ему трудно в нем сориентироваться.
Почему именно это кино: аллегория на тоталитаризм с неписаными правилами, где шаг в любую сторону может внезапно оказаться последним.
«Шутка», Яромил Иреш
Главный герой Людвик больше десяти лет назад отправил своей тогдашней девушке открытку с шуткой «Оптимизм — опиум для народа. От здорового духа несет тупостью. Да здравствует Троцкий!», за которую был по доносу отправлен в штрафной батальон. Теперь, после нескольких лет репрессий и пережитого унижения, он возвращается, чтобы отомстить доносчику через его жену.
Почему именно это кино: трагикомедия по одноименному роману Милана Кундеры о всепроникающей цензуре, об отсутствии больших поступков в картонных декорациях авторитаризма.
«Магазин на площади», Ян Кадар, Эльман Клос
В годы Второй мировой войны словацкому плотнику Тоно в рамках программы ариизации от свояка достается небольшой магазин старой еврейки, торгующей пуговицами. Жена Тоно надеется, что магазин принесет их семье прибыль и они с мужем вскоре разбогатеют. Тоно же прекрасно понимает, что свояк подсунул ему совершенно бедный магазин и никакой прибыли от него ему не видать. Он боится объяснить это жене из-за ее свирепого характера и не может рассказать старухе, что теперь он является хозяином ее имущества.
Почему именно это кино: пристальный взгляд на обыкновенный фашизм, в котором никто не видит ничего зазорного, если тирания санкционирована государством и поддерживается большинством.
«О торжестве и гостях», Ян Немец
Группа из семи человек приглашена на праздник к одному неназванному высокопоставленному лицу. Идиллический пикник прерывается, когда на торжество приходят непрошеные гости с требованием присоединиться к другому празднику неподалеку. Застигнутые врасплох нежелательным вторжением, какие-то гости замирают в нерешительности, большинство подыгрывает, а у одного хватает смелости оказать сопротивление, за что он мгновенно поплатится.
Почему именно это кино: трагикомедия о желании выслужиться и унизительной иерархии между начальством и подчиненными. Аллегория жизни в государстве, где твое благополучие и здоровье зависят от того, позвали ли тебя к общему столу.
→ Присоединяйтесь к каналу школы «BBE: кино», чтобы больше узнавать про фильмы разных времен и культур.
#киноподборка_bbe