>> Глава 6. Современная религия объективна. Читать.
ПРЕЖДЕ чем мы сможем рассмотреть формы и методы решения этой неизбежной задачи реконструкции, было бы неплохо провести основные линии и попытаться оценить масштабы этой задачи. Каковы новые формы, которые, таким образом, предлагается навязать человеческой жизни, и как они должны развиваться из нынешних форм или навязываться им? И против каких пассивных и активных сопротивлений это должно быть сделано?
В делах жизни не может быть паузы для замены. День должен следовать за днем, и общие занятия продолжаются. Новый мир как действующее предприятие должен возникнуть из старого как действующего предприятия.
Сейчас наиболее всеобъемлющая концепция этого нового мира заключается в том, что он политически, социально и экономически объединен. В эти рамки попадают все остальные идеи наших прогрессивных амбиций. С этой целью мы открываем свои лица и стремимся направлять нашу жизнь. В настоящее время многие воспринимают это как возможность, но, похоже, не осмеливаются желать этого из-за возникающих огромных трудностей и потому, что они пока не видят никаких намеков на то, как преодолеть или обойти эти трудности. Они не видят пути к спасению от лоскутного одеяла правительств, которое захватывает их и разделяет человечество. Подавляющему большинству людей все еще предстоит увидеть человеческое приключение как единое целое; они одержимы атмосферой постоянства и завершенности в установленных вещах; они принимают текущую реальность как окончательную реальность. Как говорится, они принимают мир таким, каким его находят.
Но здесь мы пишем для современно мыслящих людей, и для них невозможно думать о мире как о безопасном и удовлетворительном, пока не будет существовать единое мировое общее благо, предотвращающее войны и контролирующее те моральные, биологические и экономические силы и потери, которые в противном случае привели бы к войнам. И контролировать их в том смысле, что наука и осознание человеком своих сил и возможностей и контроль над ними постоянно возрастают.
Давайте проясним, какое правительство мы пытаемся заменить сегодняшним лоскутным одеялом. Это будет новое направление с новой психологией. Метод управления таким мировым сообществом вряд ли будет имитировать методы существующих суверенных государств. Это будет что-то новое и совершенно другое.
Этот момент еще в целом не осознается. Слишком часто предполагается, что мировое содружество будет, так сказать, всего лишь единственным наследником и выжившим из существующих государств, и что оно будет своего рода мегатериумом той же формы и анатомии, что и его предшественники.
Но небольшое размышление покажет, что это ошибка. Существующие государства - это прежде всего воинствующие государства, а мировое государство не может быть воинствующим. Не будет особой необходимости в президенте или короле, чтобы возглавить организованное воинство человечества, ибо там, где нет войны, нет необходимости в каком-либо лидере, чтобы вести воинство куда-либо, а в многоязычном мире парламент человечества или любой совет, который собирается и ведет переговоры, является немыслимым инструментом управления. Голос перестанет быть подходящим средством. Мировое правительство, как научный процесс, будет проводиться путем заявления, критики и публикации, которые будут способны к эффективному переводу.
Фундаментальная организация современных государств, очевидно, все еще остается военной, и это именно то, чем не может быть мировая организация. Флаги, униформа, национальные гимны, патриотизм, усердно культивируемый в церкви и школе, хвастовство, крики и бахвальство наших конкурирующих суверенитетов принадлежат к той фазе развития, которую вытеснит Открытый Заговор. Мы должны избавиться от этого беспорядка. Разумное желание всех нас состоит в том, чтобы коллективными делами мира управляли соответствующим образом оснащенные группы наиболее заинтересованных, умных и преданных людей, и что их деятельность должна подвергаться свободной, открытой, бдительной критике, сдерживаемой от спазматических перерывов, но достаточно мощной, чтобы изменить или заменить без спешки или задержки все, что неудовлетворительно в общем направлении.
Многие читатели будут склонны сказать, что это очень расплывчатая, неопределенная и сложная концепция мирового правительства. Но на самом деле это упрощение. Нынешние правительства мира не только представляют собой фрагментарную конкурентную путаницу, но и ни одно из них не так просто, как кажется. Они кажутся простыми, потому что у них есть официальные главы и определенные формы, советы, собрания для голосования и так далее, для принятия решений. Но официальные главы, короли, президенты и так далее, на самом деле не являются директивными главами. Это всего лишь головы фигур. Они этого не могут решать. Они просто делают жесты властного и достойного согласия, когда им предлагают принять решение. Они усложняют обман. Кроме того, советы и ассамблеи на самом деле ничего не решают. Они отражают, часто очень несовершенно и раздражающе, накапливающуюся цель внешних сил. Эти внешние, действительно направляющие силы, несомненно, очень сложны в своем действии; в конечном счете они зависят от религиозных и образовательных форм и от волн коллективного чувства, но это ни в малейшей степени не упрощает процесс коллективной человеческой деятельности, направленной на то, чтобы притворяться, что это просто, и создавать символы и манекены под видом правителей и диктаторов, чтобы воплотить это притворство. Признать неизлечимую сложность коллективных действий - это мысленное упрощение; оставаться удовлетворенным претензиями существующих правительственных институтов и привлекать все их проблемы, процедуры и взаимодействия - значит усложнять вопрос.
Нынешнее зачаточное развитие коллективной психологии обязывает нас быть неопределенными и предварительными в отношении того, каким образом коллективный разум может наилучшим образом определить свою волю для целей административных действий. Мы можем знать, что что-то возможно, и все же быть неспособными это сделать, точно так же, как мы знали, что авиация была возможна в 1900 году. Безусловно, должен быть какой-то метод принятия решений и определенный административный механизм. Но это может оказаться гораздо более тонкой и менее сложной организацией, чем мы можем вообразить. Возможно, она никогда не станет единой взаимосвязанной административной системой. У нас могут быть системы мирового контроля, а не единое мировое государство. Например, практические правила, правоприменительные меры и должностные лица, необходимые для поддержания мира в добром здравии, могут быть лишь очень слабо связаны с системой контроля, которая будет поддерживать его коммуникации в состоянии эффективности. Правоприменительные и юридические решения, какими мы их знаем сейчас, могут оказаться чрезвычайно и неоправданно обременительными для наших потомков. Поскольку разумность вещи дает ясность, необходимость в его приведении в исполнение уменьшается, а необходимость в судебном разбирательстве отпадает.
Открытый Заговор, мировое движение за свержение, расширение или слияние существующих политических, экономических и социальных институтов неизбежно должны, по мере своего роста, все ближе и ближе подходить к вопросам практического контроля. Вероятно, в процессе своего роста в него войдут многие активные государственные служащие, а также многие промышленные и финансовые лидеры и директора. Оно может ассимилировать огромные массы интеллигентных работников. По мере распространения своей деятельности оно разработает целую систему специальных методов сотрудничества. По мере того, как оно растет, и по мере роста оно будет учиться бизнесу общего направления и тому, как развивать свою важнейшую функцию. Ясная, беспристрастная и имманентная критика - это первостепенная необходимость, живой дух мировой цивилизации. Открытый Заговор - это, по сути, такая критика, и претворение такой критики в рабочую реальность является задачей Открытого Заговора. По самой своей природе он будет стремиться не столько установить мировое направление, сколько сам стать мировым направлением, а образовательные и воинственные формы его начальная фаза будет вызывать, шаг за шагом, по мере накопления опыта и приобретения власти и ответственности, формы управления, исследования и взаимосвязи.
Различия в природе и функциях между мировыми органами управления будущего и правительствами штатов нынешнего века, на которые мы только что указали, дают надежду на то, что Открытый Заговор может во многих случаях проявиться скорее путем исчезновения этих правительств штатов из-за подавления и паралича их разрушительных воинственных действий и конкурентной деятельности, чем путем прямого конфликта с целью их свержения. По мере развития новых мировых механизмов контроля главной задачей Открытого Заговора становится сохранение их беспристрастности во всем мире, спасение их путем постоянной критической просветительской и пропагандистской деятельности, связанной со старым традиционным соперничеством и враждой государств и наций. Вполне возможно, что такие мировые системы управления должны иметь возможность развиваться независимо, но, с другой стороны, весьма вероятно, что они будут продолжать оставаться запутанными, как и сегодня, и что их нужно будет разорвать с помощью борьбы. Мы повторяем, что новые директивные организации по делам мужчин не будут иметь той же природы, что и старомодные правительства. Они будут в своей природе биологические, финансовые и вообще экономические, а старые правительства в первую очередь не были ничем подобным. Их направляющей силой будет (1) эффективная критика, имеющая качество науки, и (2) растущая в людях воля к тому, чтобы все было правильно. Руководящей силой старых правительств были некритичные фантазии и своеволие отдельного человека, класса, племени или большинства.
Модернизация религиозного импульса ведет нас прямо к этим усилиям по созданию мирового государства как долга, и внимательное рассмотрение необходимой организации этих усилий приведет читателя к выводу, что движение, нацеленное на создание мирового управления, каким бы ограниченным это движение ни было, на первое по численности и мощи, должно либо рассмотреть перспективу своего превращения в мировое управление, и путем переваривания и ассимиляции вытесненных факторов в целое современное мировое сообщество или с самого начала признать тщетность, дилетантство его жестов.
>> Глава 8. Общие характеристики научного мирового содружества. Читать.