Свой новый пост хотелось бы начать со слов: "К нам в редакцию поступает много вопросов... ", но на самом деле нет. Редакции у нас пока нет. А вот в одном из постов появились комментарии о снижении производственного травматизма. Одна точка зрения, что работодатели должны действительно осознанно относится к охране жизни и здоровья своих работников, а не думать как побольше заработать. А вот другая: в трудовых отношениях, всегда две стороны, при этом, у обеих сторон есть как права, так и обязанности.
Разбираемся, на ком лежит ответственность за безопасность работников.
Вот, что я прочитал на одном из форумов по ОТ. Специалист по охране труда пишет, что для работников пищевого производства фирма закупила ботинки с защитным подноском, трудящиеся носить их отказываются, в них неудобно и жарко. Ну что ж, вроде разумно, тогда фирма закупает сабо с защитным подноском, и что? Правильно! Снова жарко и неудобно. В итоге работники таскают свои кроссовки, а специалист по ОТ рвёт на себе волосы, закупить им кроссовки (угадайте, кстати, будут ли они их носить), брать объяснительные о том, что ответственность за свою безопасность они теперь несут сами, заставить их носить сабо...
А что об этом говорит нам закон? В обновленном Трудовом Кодексе РФ есть две замечательные статьи: статья 214 «Обязанности работодателя в области охраны труда» и статья 215 «Обязанности работника в области охраны труда». По ст. 214 работодатель должен обеспечивать безопасные условия труда, выдавать СИЗы, проводить медосмотры и стажировки. А вот по ст. 215 работник обязан правильно использовать оборудование, использовать и правильно применять СИЗы, приходить на медосмотры и стажировки. Так что безопасность труда — дело обоюдное, работодатель создает условия, работник все эти условия соблюдает.
Кстати, в ст. 215 по сравнению с прошлой редакцией добавилась интересная строчка, о том, что работник должен незамедлительно извещать своего руководителя о нарушении работниками требований охраны труда. Не надел товарищ защитные очки или в своих кроссовках пошел работать вместо выданных ботинок, сразу беги к начальнику, сообщай.
Как вы считаете, должен ли работник сообщать о нарушениях других работников?