Сразу предупреждаю – сегодня будет отступление от ромфанта. Потому как, говоря о попаданцах, хочется заглянуть в литературную классику, а также в литературу в жанре «альтернативная история» или просто «боевик». Про попаданцев, разумеется.
Помните роман Марка Твена «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура» (1889 г.)? Герой, получив по голове ломиком, теряет сознание и оказывается (вроде бы как, но это не точно) в эпохе короля Артура. В VI веке. Фантастика чистой воды, на самом деле, а не альтернативная история.
Но зато в романе Твена возникает одна из основополагающих черт будущих фантастических и фэнтезийных попаданок и попаданцев. Прогрессорство. Не такое, как у Стругацких – когда более продвинутый мир аккуратно даёт пинков мирам более отсталым, чтобы подтягивались, – а прогрессорство в рамках возможностей героя. В романе Лайона Спрэга Де Кампа «Да не опустится тьма», вышедшем в 1939 году, археолог Мартин Падуэй попадает в Рим – как и у Твена, в VI век (это уже как раз альтернативная история, никаких мифических Мерлинов… и королей Артуров). Он «изобретает» печатный станок, телеграфную связь, бренди (куда ж без бренди?)… Ключевая характеристика героя «археолог»: он знает историю. Так что организовывает сопротивление Византии и тем самым отменяет падение Рима и тёмные века. Всё серьёзно – но оптимистично.
1939 год. Думаю, все понимают, какими процессами вдохновлялся и чего боялся автор этого романа…
В наше время герои-археологи встречаются реже. Авторы частенько подстраховываются и отправляют в прошлое или другой мир кого-нибудь посолиднее. Спецназовца какого-нибудь. Может быть даже с гранатомётом. Ясное дело, вокруг штабеля из тел, кратеры от взрывов… пока не кончатся гранаты.
Кстати… Помните «Эффект бабочки» Рэя Брэдбери? Ну так забудьте. Попаданцы проносятся по своему или чужому миру с изяществом тираннозавра, вооружённого адронным коллайдером. И ничего им – и мирáм – не бывает.
В интернете уже давненько мелькают высказывания по поводу бравых попаданцев. В самом деле, сколько такой герой продержится, особенно если попал в прошлое, то самое, средневековое. Через какое время он загнётся от какой-нибудь чумы, или как быстро им закусит, скажем, медведь… или просто убьют местные – за крепкие ботинки и странную речь.
Пункт 3 из известного ехидного текста восьмилетней давности про разных попаданцев. Несостоявшихся.
Тридцатилетний экспедитор Семен, бывший военнослужащий ВДВ, попадает в 1381 год. Семен ни хера не знает про историю, тем более, что первый встреченный им человек оказывается немножко разбойником. Увидев на пальце Семена печатку из желтого металла и предположив, что человек в незнакомой одежде — отставший от каравана фряжский купец, разбойник свистом созывает товарищей. Пока Семен бросает одного из негодяев через бедро, другой разбивает голову экспедитора кистенем. Ночью парализованный ударом Семен чувствует на своем лице зловонное дыхание — это пришли волки.
Страшно звучит, но, к сожалению, реалистично... Впрочем, не стоит расстраиваться: реальность – это вам не художественная литература! Нынешний герой-попаданец прорывается через все препятствия, и только от автора зависит, сколько народу при этом поляжет. Вон, герой Александра Мазина из серии «Варяг» шёл к успеху долго и трудно. Но, разумеется, дошёл.
Можете поразвлечься и пройти тест на Пикабу «Какой ты попаданец»)) Я вот, оказывается, Святой Грааль в Хогвартсе ищу))
Попаданкам из ромфанта обычно приходится полегче. Хотя тоже зависит от автора...
Часть первая: Волшебное слово «попаданка»...
Часть вторая: Она попала – попали все!
Часть третья: А ей любое море по колено!..
Часть пятая: Луч света в ином царстве
Если тебе, мимопробегающий читатель, понравилось написанное, не забудь оценить лайком ;-) А если захочешь, подписывайся на мой канал. Поболтаем ;-)