Найти тему

Влияет ли уровень образования на склонность к агрессии?

Не так давно в сети ходил популярный анекдот. Дословно его не помню, но попробую приблизительно пересказать.

« - К чему это все? Детская психология, личностное развитие, уважение к границам, самореализация? Мы без всего этого выросли, и никаких проблем!

- А кто вам сказал, что проблем нет?».

Постоянно снижающийся, по Стивену Пинкеру, уровень насилия в обществе идет рука об руку с повышением всеобщей грамотности, уровня образования и совершенствования педагогики и психологии развития. Существует довольно много исследований, доказывающих положительное влияние образования на уровень агрессии в обществе, а также исследований, которые говорят о том, что у образованных родителей вырастают дети, менее склонные к тому, чтобы решать проблемы насилием.

Понятно, что сам по себе термин «образование» является довольно условным. Речь идет не о дипломах и научной степени. А, очевидно, в целом о наличии системы взглядов и представлений, которые максимально соотносятся с реальной картиной мира. Знание законов физики и химии, хорошая ориентация в географии и истории, общее понимание того, как развивалось человечество и менялась этика, представление о наиболее известных гуманистических учениях, философии, религии, понимание биологии, физиологии и психологии человека – если образование обеспечивает человеку все это, его можно действительно считать образованным.

b17.ru
b17.ru

Почему эти знания удерживают человека от насилия? Во-первых, потому, что дают общее представление о страдании и боли – если порезаться, пойдет кровь, а другому человеку при этом будет так же больно, как и тебе. Кого-то это знание, возможно, и остановит. Кроме того, эти знания помогают нивелировать все виды конфликтов, включая межэтнические и межрелигиозные – понимание того, что другой человек не так уж сильно и отличается от тебя, удерживает от насилия в его адрес.

И понятно, что любое насилие является ужасно глупым и бессмысленным, если наша единственная такая в космосе планета так прекрасна, а человеческая жизнь так хрупка и коротка. Многие из нас и так постоянно погибают от болезней, катастроф и катаклизмов, не успев насладиться всеми радостями и красотами нашего мира, так зачем еще множить эти гибели, зачем самому прикладывать к ним руку? И что вообще нам делить, если мы приходим в этот мир ни с чем и с ничем и уходим из него?

Но самое важное, на мой взгляд, что дает образование – это, безусловно, положительное влияние на воспитание детей. Образованность родителей, если можно так сказать, является для ребенка дополнительным ресурсом. Такой родитель и сам будет воздерживаться от агрессии в адрес ребенка, и не позволит себе агрессию в адрес других при ребенке, и создаст для развития ребенка наиболее благополучные условия, просто потому что понимает их значение и знает, как это сделать.

Самое главное, что дает образование – это не столько сами знания и уверенность в этих знаниях, сколько представление о том, как много мы, на самом деле, еще не знаем. Это, в свою очередь, избавляет от самоуверенности и превосходства, лежащих в истоках многих видов агрессии, а также заставляет все время сомневаться в своей правоте, постоянно перепроверять информацию и, таким образом, действительно непрерывно учиться.

Стремящийся к знаниям родитель и ребенка учит учиться своим собственным примером, и сам постоянно получает новые и актуальные знания о детской психологии и воспитании, да и о мире вообще. Чем больше родителей понимают, что именно они делают, тем больше гармоничных и благополучных детей вырастает, и тем менее агрессивным и более просвещенным становится общество в целом.