В Семейный кодекс планируется внести новые поправки, направленные на защиту семьи и детей. Их рассмотрение назначено на осень, и авторы (среди них Андрей Клишас и Елена Мизулина) заявляют, что это только начало, и ждёт нас по их инициативе масштабное реформирование семейного законодательства.
Так в чем суть нового законопроекта и кому он на пользу?
1. В пояснительной записке подчёркивается, что его принятие "позволит обеспечить эффективную защиту ребёнка от возможных угроз его жизни или здоровью без нанесения ущерба добропорядочной семье... "
2. "Укрепление авторитета родителей в семье и обществе".
3. Презумпция добросовестности осуществления родителями родительских прав. Это означает, что действия родителей будут считаться соответствующими правам и интересам ребёнка, если (до тех пор пока) иное не установлено вступившим в силу решением суда.
4. Исключение из Семейного кодекса конкретных случаев невыполнения или ненадлежащего выполнения родителями обязанностей по воспитанию, образованию ребёнка, а также злоупотребление родительскими правами.
5. Лишение ребёнка права по достижении 14 лет самостоятельно обращаться за защитой своих прав в суд.
6. Упразднение тезиса о том, что обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей.
7. Из новой редакции удалён абзац о недопустимости жестокого обращения с детьми: "при осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей".
И что с того?
1. Первый же вопрос: а добропорядочная семья - это какая? И кто это будет решать? Выходит, что семьи перед государством не равны.
2. Государство будет требовать признания авторитета родителя внутри семьи, с родителей же по сути снимается обязанность этот авторитет заслужить. И да, авторитет именно заслуживают благодаря своим личным качествам и отношению к окружающим. А требовать признания просто по факту бессмысленно.
"Ребёнок учится тому,
Что видит у себя в дому:
Родители пример ему. " (Себастьян Брант)
3. Доказывать, что действия родителя/родителей не соответствуют интересам ребёнка, будет обязан истец в суде. Истцом могут выступать только органы опеки и органы соцзащиты. Чтобы обратиться в суд вышеуказанные органы должны получить заявление от уполномоченных лиц, а именно от полиции, службы спасения или МЧС. Всё. От любых других категорий организаций и лиц органы опеки и соцзащиты обязаны игнорировать все обращения. И в ситуации, когда ребёнку действительно нужна помощь, получит он её теперь не скоро. Представим ситуацию, когда, например, соседи знают о неблагополучной семье, в которой детей не кормят и подвергают побоям, и соседям не всё равно. В соответствии с законопроектом соседи могут обратиться в полицию с заявлением о детях в опасных условиях. Полиция на случаи насилия в семье обычно реагирует словами: "Когда убьют, тогда и приходите", и реагировать не станет. Если же соседям посредством неоднократных обращений удастся привлечь полицию, то нужно ещё, чтобы сотрудники полиции сочли нужным (читай, необременительным) сообщить о ребёнке в опасных условиях в опеку или в соцзащиту. После этого опека проводит проверку и подаёт в суд для того, чтобы ребёнка передали другим родственникам (изъятие ребёнка и ограничение родителей в правах - это крайняя мера, до которой теперь не дойдёт). Суды перегружены, и заседания придётся ждать месяцами. И всё это время семья будет считаться добросовестной, и ребёнок будет находиться в этой семье, всё также подвергаясь насилию.
А теперь давайте честно, многие из нас будут готовы так заморачиваться ради чужих, скорее всего запущенных, детей? Кто из нас готов бесконечно обивать пороги полиции, убеждая их среагировать? Скорее всего не многие. А значит, помощь детям, которым это необходимо, практически не светит.
4, 5, 6. Если коротко, то ребёнок в рамках семьи больше не человек и личность, которому Конституцией гарантирована защита, а собственность родителя, как вещь, с которой родитель волен поступать, как хочет. Речь сейчас не идёт об ответственных родителях, любящих своих детей. Тут речь о "букве закона" (пока ещё законопроекта), и о том, как это отразится на тех детях, для которых собственная семья - опасность.
7. Теперь, согласно законопроекту, "родители вправе свободно выбирать методы воспитания ребёнка в соответствии со своим мировоззрением, религиозными, национальными и культурными традициями своей семьи". Вроде бы хорошо, но... Получается, что если в семье практикуется семейное насилие, то всё нормально и детей можно бить, если это соответствует мировоззрению родителя. Тут, авторы проекта, видимо апеллируют к ещё одному законопроекту (также авторства госпожи Мизулиной), где речь идёт о "материнстве и детстве в их традиционном, воспринятом от предков понимании" (тут авторы защищают нас от чайлдфри). В традиционном и от предков (насколько древних не указано) - это вероятно по "Домострою", в котором есть главы "Как правильно бить жену", ну и детей.
И если родители в соответствии со своим мировоззрением - веганы-сыроеды (речь о фанатичных), то кормить растущий детский организм исключительно растительной пищей, тоже хорошо?
А калечащие операции на половых органах девочек, это тоже нормально? Это же соответствует определённым традиционным религиозным убеждениям.
Предполагаю, что мне могут сказать, что я пишу о чём-то нереальном, и читатели, вот, своих детей обожают, и вообще жизнь за них отдать готовы. И всё их окружение тоже. И я читателям могу поверить, но увы, не всем детям так везёт. Поделюсь, к сожалению, личными наблюдениями:
1. Мальчик, 5 класс, сбежал из дома и обратился в Центр временного размещения детей. Мама мальчика - алкоголичка, проживала в общежитии, сына не кормила, подвергала побоям вместе с сожителем-собутыльником. Спустя три недели ребёнок был возвращён матери.
2. Девочка, в возрасте 5 лет подверглась сексуализированному насилию со стороны старшего сводного брата и его друга. Была оставлена в своей семье. Мать за психологической помощью для дочери не обращалась. И в целом пренебрегала родительскими обязанностями. Когда девочка пошла в школу, мать отправляла её на уроки больную. Ребёнок был госпитализирован прямо из школы с запущенным бронхитом - мать три недели игнорировала плохое самочувствие ребёнка.
3. Ученица 4-го класса, непричесанная, в грязной одежде, приходит сама и приводит младшую сестру-первоклашку в школу, девочки не доедают. Их мама и бабушка (отец неизвестен) лежат пьяные в канаве.
Или не из личных наблюдений, но из свежего в СМИ:
4. Многодетная семья, родители занималась изготовлением и распространением порнографических фильмов, в которых подвергали старшую дочь, ученицу начальной школы, сексуализированному насилию.
5. По сведениям прокуратуры в Нефтеюганске мать с февраля по май 2022 года держала сына на цепи, приковав его за ногу к батарее, за непослушание.
И примеров, увы, ещё много.
Дети становятся жертвами преступлений, и в большинстве случаев это преступления внутри семьи. И в ситуации, когда угрозу представляют близкие, защищать своих граждан, а дети - это тоже граждане, должно государство. Наша бюрократическая машина и сейчас неповоротлива и не совершенна. Но после принятия этого законопроекта дети, которым уже не повезло в жизни, лишатся даже шанса на помощь.
Так кого на самом деле защищает новый законопроект?
У вас есть ответ на этот вопрос?
Поделитесь своим мнением в комментариях и не забудьте подписаться!
#семья #дети #материнство #правадетей #законпроект #детство